Как мы все хорошо знаем, в годы первоначальной холодной войны, которая официально закончилась ровно 40 лет назад (так в тексте — прим. ред.), было несколько опасных ситуаций, из-за которых она едва не превратилась в горячую войну. К счастью, ни кубинский ракетный кризис 1962 года, ни учения «Опытный лучник» 1983 года (Able Archer-1983) (как и любые другие опасные инциденты) не привели к войне между Вашингтоном и Москвой. Однако совсем недавно авторитетные государственные деятели вновь начали бить тревогу. «Никогда со времен кубинского ракетного кризиса 1962 года риск американо-российской конфронтации, связанной с применением ядерного оружия, не был так высок, как сегодня, — предупредили бывший американский министр энергетики Эрнест Мониз (Ernest Moniz) и бывший американский сенатор США Сэм Нанн (Sam Nunn) в статье, недавно опубликованной в издании «Форин Афферс» (Foreign Affairs). Я высказал некоторые сомнения по поводу этого заявления, но все же стоит задаться вопросом, что именно — помимо страха перед взаимным гарантированным уничтожением — удерживает США и Россию от того, чтобы сегодня или завтра случайно не оказаться втянутыми в войну. Отчасти ответ кроется в двусторонних и многосторонних соглашениях, специально подготовленных для того, чтобы предотвратить инциденты, которые могли бы перерасти в войну. Как видно из приведенного ниже списка, между Москвой и Вашингтоном заключено не менее полдесятка двусторонних соглашений, направленных на предотвращение опасных военных инцидентов. Эти соглашения включают соглашение между США и СССР «О предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним» 1972 года и соглашение между США и СССР «О предотвращении опасной военной деятельности» 1989 года. У некоторых других стран-членов НАТО — включая Великобританию, Германию, Францию, Италию, Норвегию, Испанию, Нидерланды, Канаду, Грецию и Португалию — заключены соглашения с Россией о предотвращении инцидентов в открытом море, аналогичные соглашению 1972 года между Москвой и Вашингтоном, а у Канады и Греции также заключены соглашения с Россией о предотвращении опасной военной деятельности. Однако почти у десятка членов НАТО таких соглашений с Россией нет, хотя они и примыкают к морю. К этим странам относятся Албания, Болгария, Хорватия, Латвия, Литва, Румыния и Словения. Кроме того, не существует никаких многосторонних соглашений между Россией и НАТО (или между НАТО и Организацией Договора коллективной безопасности) о предотвращении опасных военных инцидентов, хотя меморандум о взаимопонимании между Россией и НАТО по предотвращению и управлением таких инцидентов обсуждался в разделе II. США и их союзники по НАТО должны рассмотреть возможность выработки единой позиции и подхода к России в отношении официальных переговоров о том, как некоторые из существующих двусторонних американо-российских соглашений о предотвращении инцидентов можно было бы перевести в многосторонний формат Россия-НАТО. В частности, НАТО и Россия должны обсудить вопрос о распространении соглашения между США и СССР 1972 года на инциденты «под» открытым морем, поскольку столкновения атомных подводных лодок могут быть даже более опасными, чем опасное сближение кораблей и самолетов. Стороны также должны обсудить вопрос о придании многостороннего характера соглашению между США и СССР 1989 года «О предотвращении опасной военной деятельности». НАТО и Россия могли бы обсудить включение конкретных механизмов по фактическому предотвращению инцидентов в такие существующие многосторонние соглашения, как Венский документ 2011 года О мерах укрепления доверия и безопасности и Конвенция о международной гражданской авиации, возможно, в том числе и требование, в соответствии с которым военные самолеты всегда летали в международном воздушном пространстве с включенными транспондерами. Помимо укрепления правовой базы по предотвращению инцидентов, российским и западным лидерам следует также сделать все возможное, чтобы их военное командование их стран не предпринимало несанкционированных действий, повышающих риск происшествий и нештатных ситуаций, которые могли бы непреднамеренно привести к конфликту. Было немало случаев, когда американские и российские военные обвиняли друг друга в небезопасных действиях во время одного и того же инцидента. Например, в июне 2019 года ВМС США обвинили командование противолодочного корабля ВМФ России «Адмирал Виноградов» в том, что корабль «совершал маневр, обойдя [ракетный крейсер] „Чанселлорсвилл" (Chancellorsville) ВМФ США сзади справа и, увеличив скорость, подошел к нему на небезопасное расстояние», когда американский военный корабль принимал на борт вертолет в 50 метрах от российского корабля в Филиппинском море. А пресс-служба ВМФ России в свою очередь обвинила командование крейсера «Чанселлорсвилл» в том, что корабль совершил опасный маневр, внезапно изменив направление движения, и пересек курс российского корабля. Ранее президент России Владимир Путин прокомментировал рискованные действия своих высокопоставленных военных чиновников после захвата Россией Крыма: в документальном фильме о тех событиях, который транслировался на российском государственном телеканале в марте 2015 года, тогдашний командующий Черноморским флотом России Александр Витко рассказывает, как в апреле 2014 года экипажу Су-24 было дано указание пролететь на минимальной высоте над палубой американского эскадренного миноносца «Дональд Кук» (Donald Cook. «Было решено продемонстрировать нашу готовность и решимость применить силу». Когда автор документального фильма Андрей Кондрашов попросил Путина прокомментировать этот случай, российский президент сказал: «Это было не мое решение. Это они [командиры] расхулиганились и мне даже ничего не сказали». И последнее, но не менее важное: стороны должны обсудить, как предотвратить инциденты в одной области, которая не существовала во время первоначальной холодной войны. Речь идет о киберпространстве, и очень важно, чтобы США и Россия, у которых сегодня есть кибервойска, а также их союзники обсудили, как предотвратить инциденты в этой сфере, которые в конечном итоге могут привести к непреднамеренной войне. Для этого они могли бы взять информацию из различных источников, в том числе из вышеупомянутого соглашение между США и СССР «О предотвращении опасной военной деятельности» 1989 года, которое предусматривает запрет на «вмешательство в сети командования и управления, способное причинить вред личному составу или военной технике другой стороны». Возможно, новой холодной войны не избежать. Некоторые утверждают, что она уже началась. Однако это вовсе не означает, что США, их союзники по НАТО и Россия не могут совместно работать над снижением серьезных, но общих рисков, потенциально связанных с непреднамеренными военными инцидентами. I. Соглашения о предотвращении военных инцидентов и происшествий I. A. двусторонние российско-американские соглашения о предотвращении военных инцидентов и происшествий I. A. 1. Меморандум о взаимопонимании между США и СССР, предусматривающий создание прямой линии связи между руководителями двух стран (1963 г.) Содержание:
Статус: остается в силе. I.A.2 Соглашение между США и СССР «О предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним» (1972 г.) Содержание:
Статус: остается в силе. I.A.3. Соглашение «О мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны (Соглашение о ядерных инцидентах)» (1971 г.) Содержание:
Статус: остается в силе. I.A.4. Соглашение между США и СССР «О предотвращении опасной военной деятельности» (1989 г.) Содержание: «Каждая из Сторон предпринимает необходимые меры, направленные на предотвращение опасной военной деятельности, которой является следующая деятельность персонала (техники) ее вооруженных сил, осуществляемая им вблизи от персонала (техники) вооруженных сил другой Стороны в мирное время:
Статус: остается в силе. I.A.5. Меморандум об обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операций в Сирии, подписанный США и Россией в 2015 году Содержание:
Статус: остается в силе. I.A.6. Соглашение между США и Россией о зонах разграничения в Сирии (ноябрь 2017) По имеющимся данным, представители вооруженных сил США и России договорились о создании в Сирии зоны разграничения вдоль реки Евфрат и о системе заблаговременного уведомления в случае пересечения реки. Статус: неясен. I.B. Многосторонние соглашения о предотвращении военных инцидентов и происшествий I.B.1. Международные правила предупреждения столкновений судов в море (среди подписавших сторон — США и Россия, а также Китай) Содержание:
Содержание: I.B.2. Правила предупреждения столкновений на море (2014 г.) (подписаны Австралией, Брунеем, Камбоджей, Канадой, Чили, Китаем, Францией, Индонезией, Японией, Малайзией, Новой Зеландией, Папуа-Новой Гвинеей, Перу, Филиппинами, Россией, Сингапуром, Южной Кореей, Таиландом, Тонгой, Соединенными Штатами и Вьетнамом на Западно-Тихоокеанском военно-морском симпозиуме) Содержание:
Статус: остаются в силе, но не имеют обязательной силы. II. Меры укрепления доверия II.A. Двусторонние меры укрепления доверия II.A.1. Соглашение между СССР и США о создании Национальных центров по уменьшению ядерной опасности (1987 г.) Содержание:
Статус: остается в силе. II.A.2. Соглашение между США и СССР об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) (1988 г.) Содержание: Предусматривает уведомление не менее чем за двадцать четыре часа о запланированных дате, районе пуска и районе падения применительно к любому пуску МБР БРПЛ. Соглашение также предусматривает передачу этих уведомлений через Центры по уменьшению ядерной опасности. II.A.3. Соглашение между США и СССР о взаимных заблаговременных уведомлениях о крупных стратегических учениях (1989 г.) Содержание: Каждая из сторон на основе взаимности заблаговременно предоставляет другой Стороне уведомление о начале одного крупного учения стратегических сил с участием тяжелых бомбардировщиков, которое намечается проводить в течение каждого календарного года. Статус: остается в силе. II.A.4. Российско-американская рабочая группа по контролю над вооружениями и международной безопасности (создана в 2009 г.) Содержание: Решение проблем XXI века, таких как:
Статус: Работа приостановлена в связи с кризисом на Украине. II.A.5. Российско-американская группа по вопросам угроз в сфере использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в контексте международной безопасности (создана в 2013 г.). Содержание: В разделе «Меры укрепления доверия в сфере ИКТ» информационного обзора, подготовленного Белым домом, говорится:
Статус: Работа приостановлена в связи с кризисом на Украине. II.B. Многосторонние меры укрепления доверия II.B.1. Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ), вступивший в силу в 1990 году и адаптированный в 1999 году с учетом новых условий (роспуск Организации Варшавского договора) Содержание:
Статус: в 2007 году Россия «приостановила» свое участие в договоре, сославшись на то, что некоторые страны, подписавшие договор, до сих пор не ратифицировали Соглашение об адаптации ДОВСЕ от 1999 года. II.B.2. Договор по открытому небу (1992 г.) Содержание:
Статус: Остается в силе, хотя, по имеющимся данным, администрация Трампа собирается выйти из договора. II.B.3. Венский документ 1994 года о мерах укрепления доверия и безопасности (ОБСЕ) Содержание:
Статус: остается в силе. II.B.4. Основополагающий акт Россия — НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности (1997 г.) Содержание: В тексте документа говорится, что, строя свои отношения, Россия и НАТО сосредоточат свое внимание на следующих областях:
Статус: остается в силе, но не имеет обязательной силы. Загрузка...
Загрузка...