Среда, возможно, окажется одним из самых важных дней в политической истории постсоветской России. За последние десять минут своего ежегодного обращения к народу Владимир Путин объявил о ряде поправок к конституции России, закладывающих, как представляется, дорожную карту для его собственного политического будущего после 2024 года. На горизонте России замаячили системные перемены, но самая главная политическая фигура страны, скорее всего, продолжит играть здесь главную роль. Предложенные Путиным конституционные реформы изменят соотношение сил между законодательной (Государственная дума) и исполнительной властью (президент), перекладывая полномочия по назначению и утверждению премьер-министра и кабинета министров на Думу и ограничивая пребывание президента на посту двумя сроками. Россия хоть и остается президентской республикой, элементы «суперпрезидентской» системы — сосредотачивающей почти все политические решения в руках президента — установленной Борисом Ельциным в 1993 году после жестокого противостояния с парламентом, подвергнутся существенным переменам. Путин намеренно ослабляет должность, с которой неразрывно слился за последние 20 лет. Будущие президенты России не смогут пропустить один срок, чтобы выдвинуть свою кандидатуру снова, как это сделал Путин в 2008-2012 годах, чтобы не нарушать условий, установленных конституцией. Путин трансформирует президентские обязанности, потому что не намерен далее занимать эту должность. Размышлений о будущем Путина звучало много еще до того, как его переизбрали на четвертый президентский срок в марте 2018 года. Никто не ожидал, что руководитель, находящийся у власти в течение самого длительного срока со времен Сталина (этот рекорд он побил в 2017 году), достойно выйдет на пенсию, достигнув окончания своего мандата в 2024 году. Но что именно произойдет, было неясно. Станет ли он снова премьер-министром, как в 2008 году? Упразднит ли он ограничения президентских сроков, как президент Белоруссии Александр Лукашенко, переизбираемый на свою должность свыше 25 лет? Последует ли Путин примеру президентов центральноазиатских республик, назначивших преемниками своих детей или создавших должности выше президентской, чтобы никогда не выпускать власти из своих рук? Все эти варианты казались маловероятными. Предыдущая рокировка между президентом и премьер-министром внесла свой вклад в антиправительственные настроения среди россиян, которые привели в конце концов к месяцам протестов в 2011 году. Путин намеренно держал дочерей вдали от внимания общественности, что не подразумевало передачи им власти. Мало кто ожидал, что Путин возведет себя в ранг «лидера нации», как казахстанский Нурсултан Назарбаев. Предложение Путина превратить на данный момент консультативный государственный совет, учрежденный им в 2000 году и им же возглавляемый, в правительственный орган, закрепив его в конституции, служит указанием на его собственные планы. Укрепление этого института и, возможно, превращение его во влиятельный орган, наряду с параллельным ослаблением позиции президента позволит Путину и далее в течение многих лет играть центральную роль в политической системе. Возможно, он использует в качестве образца китайский государственный совет, являющийся одной из трех основных ветвей власти, наряду с коммунистической партией и Народно-освободительной армией. Несмотря на то, что Путин останется, предлагаемые изменения могут иметь долгосрочные позитивные последствия для российской политической системы. Как бы циничны ни были попытки Путина перенести часть полномочий президента на парламент, более сильный парламент пойдет России на пользу. Сегодня Дума является формальным институтом, выполняющим единственную предоставленную ему функцию — быстро одобрять законодательные предложения без лишних дискуссий. Члены Думы не занимаются политикой и не оказывают на нее влияния, а избиратели оторваны от политического процесса, потому что их представители мало заинтересованы в служении народу. Нарушена вся цепочка представительной демократии от избирателя до законодательной власти. Но если Дума станет более влиятельной по отношению к президенту, то и выборы станут более конкурентными. И не из-за неотъемлемого духа демократии, а из политических амбиций. Люди, желающие добиться новых результатов, потянутся в институты власти, дающие им такую возможность. Повышение конкуренции за голоса избирателей будет стимулировать политиков обращаться напрямую к избирателям. Конкуренция также искоренит плохих и некомпетентных кандидатов. Мало кто из членов кремлевской партии власти «Единая Россия» умеет вести кампании, потому что их никогда не вынуждали соревноваться — они получали свои кресла благодаря обману и манипуляциям. Протесты и выборы летом прошлого года в Москве доказали, что русские изголодались по высококачественным и продиктованным инициативой снизу политическим кампаниям. Путин, которому сейчас 67 лет, останется самой влиятельной политической фигурой в России в ближайшие годы. Но когда-нибудь он уйдет — и, если объявленные реформы будут осуществлены, за его спиной останется политическая система, обеспечивающая возможности для такого рода политической конкуренции, отсутствовавшей в России в последние 20 лет. Загрузка...
Загрузка...