В прошлый понедельник шестого июля истек срок, который Москва дала Киеву для мирного конституционного урегулирования статуса Донбасса, региона на востоке Украины, который еще в 2014 году, положившись на поддержку России, встала на путь сепаратизма. Требования Кремля ясны: для спорных территорий он требует как минимум большей степени автономности. Ответ украинцев тоже недвусмысленный: Донбасс — неотделимый регион их страны, и они самостоятельно примут решение о его судьбе. Тем временем вооруженные силы стоят, окопавшись, по обе стороны границы. Если все будет продолжаться так же, как и прежде, вполне возможно, что ныне замороженный конфликт между двумя бывшими советскими республиками разгорится с новой силой. Каким будет исход этой авантюры, предположить трудно. Какими могут быть последствия для будущего воюющих государств и кто еще посмел бы вмешаться в этот конфликт, предугадать тоже сложно. А интересов много… После того как российский президент Владимир Путин на недавнем референдуме обеспечил себе возможность оставаться во главе самого большого государства мира до 2036 года, вопрос о будущем Донбасса стал еще более актуальным. Украинский коллега Путина Владимир Зеленский может только мечтать о пожизненном президентстве, и это лишает его многих козырей на будущих переговорах. Его президентское положение не очень стабильно. Начатые реформы ни к чему не привели, но именно на его плечи теперь легло решение проблем, которые, если он сделает какой-нибудь неосторожный шаг, легко могут перерасти в новую большую войну. Я напомню, что на недавнем референдуме об изменениях в Конституции России утвердили, в том числе, поправку о так называемых федеральных территориях. А точнее, о правах на их защиту. Как говорится в тексте, Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и целостности, и любые попытки, направленные на отчуждение части территории, а также призывы к этому, будут наказываться. Под «федеральной территорией» подразумеваются 85 субъектов, к которым относится и Крым. Его после возвращения в состав России в 2014 году специальным законом включили в самый главный государственный правовой документ. Речь идет о территориях с различным статусом: краях, областях, автономных областях, округах и городах федерального значения, таких как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, и в этот список законом также внесли Крым. Донбасса в этом перечне нет, а это значит, что в Москве готовы вести переговоры о его статусе. Возможно, россияне понимают, что аннексия еще одной части Украины поднимет слишком много шума, или просто откладывают это на будущее, не исключая при этом варианта переговоров. Время покажет. К сожалению, все, что до сих пор было сделано в этом направлении, не оставляет особых надежд ни украинцам, ни жителям восставших областей. Как бы ни был Зеленский готов к конструктивным мирным переговорам, он находится под постоянным давлением агрессивно настроенной части своих соратников, а также представителей оппозиции. Участились призывы с помощью оружия решить разногласия с Россией. В таком духе недавно высказался и адмирал Алексей Неижпапа, главнокомандующий военно-морских сил Украины. Немногие из тех, кто поддерживает жесткую линию, задумывается, что их поведение только еще больше отдаляет Украину от Европы. Ведь понятно, что в случае какого-либо рода военного конфликта ЕС, который, вероятно, и мог бы сделать что-то конкретное для украинцев, останется в стороне. За время, которое прошло с переломного 2014 года, интересы сильных игроков изменились. Больше никто не готов просто так нарушать связи с Россией, как на экономическом, так и на политическом уровне. В особенности если учитывать, что сепаратистские тенденции, более или менее выраженные и порождаемые разными идеологиями, заметны и в других регионах Старого света. Ясно, что у громогласно заявленного Минского формата переговоров между Россией и Украиной при участии Германии и Франции нет будущего. Особенно после упомянутых масштабных изменений в российской Конституции и нового статуса Путина. Зеленский говорит ясно: независимость и целостность страны никто не может ставить под вопрос, и любое изменение конституции Украины под давлением извне просто неприемлемо. В Москве это очень хорошо понимают, но настаивают на том, что не Кремль решает вопрос о выводе войск из Донбасса. Это Киев обязан создать условия (безопасность граждан, функционирующие институты), которые сделали бы возможным этот вывод. Загрузка...
Загрузка...