За день до президентских выборов в Соединенных Штатах президент России Владимир Путин принял участие в церемонии спуска на воду нового дизель-электрического ледокола «Виктор Черномырдин», который считается самым мощным неатомным ледоколом в мире. За две недели до этого состоялась еще одна церемония — церемония принятия в состав атомного флота России еще более крупного и мощного ледокола «Арктика». За последние пару лет альянс НАТО предпринял несколько крупных вылазок в район Баренцева моря, а также провел масштабные военные учения на Крайнем севере. Более того, высокопоставленные чиновники военного ведомства США и дипломаты утверждают, что деятельность России (и Китая) в Арктике представляет собой серьезную угрозу, которая требует решительной реакции со стороны американских военных в форме новых развертываний и наращивания потенциала. Последние несколько лет военная напряженность между Соединенными Штатами и Россией постепенно нарастала практически во всех географических регионах, однако теперь, когда новая администрация готовится занять Белый дом, некоторые суждения касательно «соперничества крупных держав» стоит подвергнуть более тщательному критическому анализу. На первый взгляд, новейший российский атомный ледокол «Арктика» можно рассматривать как очевидное свидетельство решимости Кремля нарастить его потенциал, чтобы эффективно контролировать «крышу мира». Сейчас «Арктика» является самым крупным и самым мощным в мире ледоколом, находящимся в эксплуатации. Как сообщает российская газета «Известия», в начале октября ледокол «Арктика» достиг Северного полюса, и на своем пути судно преодолело лед, достигавший в толщину 3 метров. Россия — это единственная арктическая страна, которая производит атомные ледоколы. Однако эти невероятные корабли обходятся очень дорого: один только корпус ледокола стоит больше 1 миллиарда долларов. Более того, сейчас очень важно, чтобы этот новый российский атомный ледокол не стал единственным в своем роде кораблем, имеющим исключительно символическое значение. К настоящему моменту уже были спущены на воду еще два ледокола этого класса — «Сибирь» и «Урал». Четвертый корабль этого класса — «Якутия» — уже строится, и скоро начнется работа над пятым ледоколом под названием «Чукотка». Кроме того, в настоящее время на российском Дальнем Востоке ведутся работы по подготовке к началу строительства атомных ледоколов еще более крупного класса. Эти огромные корабли служат основой для создания Северного морского пути. Этот маршрут позволяет сократить на несколько тысяч километров путь кораблей, которые следуют из Азии в Европу. В частности, китайские инвестиции в «Полярный Шелковый путь», пролегающий через газовое месторождение на Ямале, внесли огромный вклад в жизнеспособность Северного морского пути, а также в чистоту неба над Китаем, поскольку Срединная империя продолжает реализацию своих планов по переходу от угля к более чистому природному газу. Нет никаких сомнений в том, что в арктической стратегии России одним из важнейших аспектов является военный компонент. В 2014 году Кремль создал Арктическое командование. Россия открыла в этом регионе несколько новых и модернизировала некоторые из своих старых баз. Последнее время на некоторые из этих далеких баз стали летать бомбардировщики. В 2019 году в Санкт-Петербурге на воду был спущен новый «боевой ледокол». С другой стороны, стоит напомнить, что на долю России приходится примерно 24 тысячи километров арктической береговой линии. В течение многих десятилетий этим диким местам уделялось крайне мало внимания, не говоря уже об их обороне. Кремль вряд ли можно обвинять в «агрессии», поскольку его скромные развертывания происходили исключительно на собственных территориях России. Более того, можно с полным на то основанием сказать, что эти развертывания необходимы для обеспечения безопасности кораблей, идущих по Северному морскому пути, и для реагирования на те или иные экологические чрезвычайные ситуации. И мало кто станет утверждать, что те несколько сотен солдат, спящих на военной базе «Арктический трилистник» и наблюдающих за моржами на острове Земля Александры в архипелаге Земля Франца-Иосифа, представляют собой угрозу для кого бы то ни было. Американские стратеги также не могут обоснованно утверждать, что корабли, идущие по Северному морскому пути вдоль арктического побережья Российской Федерации и выполняющие требования российского закона, который обязывает их заранее сообщать об их навигационных планах, каким-то образом угрожают либеральному торговому порядку. Действительно, военное сотрудничество между Россией и Китаем в Арктике должно быть объектом пристального наблюдения, однако в настоящее время это сотрудничество является скорее гипотетическим и, вероятнее всего, таковым и останется, если только не произойдет обострение «новой холодной войны». Американские стратеги должны признать, что те миллиарды долларов, которые российские власти потратили на строительство невооруженных ледоколов, могли быть потрачены на строительство российских авианосцев или укрепление ее подводного флота. Но вместо этого Кремль решил последовать примеру Китая и сделать своим приоритетом не военное превосходство, а коммерческую прибыль и развитие. Такие коммерческие (а не военные) импульсы необходимо поощрять. Избранный президент США Джо Байден должен провести переоценку отношений с Россией в обстановке, свободной от партийной ненависти. В процессе ему следует рассматривать всю картину целиком, а не сосредотачиваться на таких мелких вопросах, как украденные электронные письма, абсурдная информация в социальных сетях и всякие глупости оппозиционных аналитических центров. Между тем в программе избранного президента касательно России должны быть три по-настоящему важных вопроса: восстановление режима контроля над вооружениями; усилия по достижению базовых соглашений касательно горячих точек региональной безопасности, от Ливии до Белоруссии и Северной Кореи; акцент на необходимости решения проблемы изменения климата. Именно в вопросе изменения климата Вашингтону следует проявить особенную настойчивость во взаимодействиях с Москвой. В этом отношении новый избранный президент должен разработать программу сотрудничества в Арктике, которая будет способствовать развитию, но в первую очередь будет направлена на защиту окружающей среды. Если сдвинуть «соперничество крупных держав» ближе к режиму сотрудничества крупных держав, это не только поможет решить самые насущные мировые проблемы, но и будет способствовать восстановлению и сплочению нации внутри Соединенных Штатов. Лайл Голдстайн — профессор, занимающийся научно-исследовательской работой в Институте по исследованию китайского флота (China Maritime Studies Institute) при Военно-морском колледже США (United States Naval War College). Он также сотрудничает с Институтом по исследованию российского флота (Russia Maritime Studies Institute).
Загрузка...
Загрузка...