Москва — Железнодорожная станция Мегри, расположенная на юге Армении, полностью разрушена. На фотографиях видно заброшенное здание вокзала и заросшие бурьяном рельсы. От ранее существовавшей железной дороги сегодня мало что осталось: эта единственная линия, ведущая прямо к пограничной реке Аракс, в течение последних 30 лет была практически полностью демонтирована. До 1992 года через станцию Мегри ежедневно проходил скорый поезд Ереван — Баку. Но затем первая война между Арменией и Азербайджаном за Нагорный Карабах прервала трансграничное сообщение. После окончания военных действий осенью прошлого года обе стороны при посредничестве России начали работы по восстановлению транспортного сообщения, пользу от которого должен получить весь регион. Для реализации намеченных планов потребуются значительные инвестиции. Эта проблема находилась в центре внимания в понедельник во время встречи в Кремле. Впервые после окончания войны по приглашению российского президента Владимира Путина в Москву для проведения переговоров прибыли премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев. Последний пункт совместного заявления этих трех политиков от 9 ноября 2020 года по поводу прекращения войны в Карабахе предусматривает открытие трансграничного транспортного сообщения. Таким образом предполагается на экономическом уровне предложить новые перспективы этому отмеченному войной и ненавистью региону. Для конкретизации намеченных планов Алиев, Пашинян и Путин договорились о создании специальной комиссии с участием высокопоставленных членов правительств всех трех стран. Реализации идеи об открытии заблокированного железнодорожного и автомобильного сообщения мешало то, что до последнего времени в решении территориального конфликта в Нагорном Карабахе не было никакого прогресса. Недавняя война своей жестокостью полностью изменила ситуацию. Азербайджан восстановил контроль над семью районами вокруг бывшей советской автономной области Нагорный Карабах, которые были оккупированы Арменией после первой Карабахской войны. Баку теперь вновь контролирует районы на границе с Ираном, через которые проходит железнодорожная ветка из Баку в сторону запада. Эта линия, построенная в советское время, до 1992 года проходила далее через Армению (станция Мегри) и принадлежащий Азербайджану эксклав Нахичевань в сторону Еревана и Гюмри. После успешного для него завершения войны Алиев прежде всего пытался форсировать разблокирование этой железнодорожной линии, чтобы вновь получить наземную связь с Нахичеванью, а оттуда потенциально и с Турцией. Сложная и дорогая железная дорога, проходящая через Грузию в обход Армении и ведущая в город Карс на востоке Турции, тоже имела целью связать впоследствии Карс с Нахичеванью. Теперь Азербайджан может отказаться от этого обходного пути, если будет восстановлена выведенная из эксплуатации и разобранная железнодорожная линия, проходящая вдоль границы с Ираном. Транзитный путь, ведущий в Армению и в Турцию, может также помочь в экономическом плане удаленной Нахичевани. Армения также лишь выиграет от открытия транспортных путей. Вот уже почти 30 лет эта страна, в том числе из-за закрытой границы с Турцией, связана железнодорожной сетью только в северном направлении через Грузию. На юг Армении из Еревана раньше быстрее всего можно было попасть через Нахичевань. Кроме того, ведущая в Иран железнодорожная линия тоже проходила через Нахичевань. Для внутреннего и внешнего транспортного сообщения реализация этих планов выгодна Армении. Вместе с тем чувства у армян сегодня смешанные. Открытие транспортного сообщения на юге из Азербайджана через Мегри в Нахичевань означает, что азербайджанцы, вызывающие у жителей Армении ненависть после недавней войны, будут проезжать через армянскую территорию, а российские пограничники будут обеспечивать им надежное сопровождение. Многие армяне опасаются, что в конечном итоге они могут полностью потерять контроль на границе с Ираном в том числе и потому, что постоянно в Азербайджане говорят о территориальных претензиях, которые это предусматривают. В случае прорыва в вопросе о блокированных транспортных путях весь этот регион может быть по-новому организован в геополитическом и экономическом отношении. Россия и Армения были бы лучше связаны между собой в обход Грузии. И Азербайджан больше не зависел бы от Грузии в том, что касается присоединения к турецкой, а затем и европейской железнодорожной сети. В противоположном направлении Турция получила бы прямой путь к Каспийскому морю и в Центральную Азию. И внешние игроки получили бы пользу, включая Китай с его проектом нового Шелкового пути.
Загрузка...
Загрузка...