Кризис, связанный с приобретением систем С-400, вызвал цепь событий в области международной политики, которые повысили важность поиска Турцией баланса в своих дипломатических отношениях с Соединенными Штатами и Россией. На протяжении нескольких последних лет в турецкой дипломатии имело место сближение с Россией, причем обе страны сотрудничали по широкому спектру направлений и каким-то образом им удавалось преодолеть свои фундаментальные разногласия по региональным проблемам. Однако, отношения между Турцией и США были в этот период довольно шаткими из-за препятствий, которые до сих пор продолжают возникать, препятствуя двум странам НАТО в достижении прочного альянса, к которому они стремятся. Пожалуй, в 2020 году эта двойственность в турецких международных отношениях достигла своего пика. Анкара активизировала усилия по сохранению стабильных связей с обеими сторонами, стремясь удержать баланс между ними более тридцати лет спустя после окончания печально известной эпохи холодной войны. Проблемы взаимоотношений между союзниками, которые выявила пандемия коронавируса, спровоцировали масштабный сдвиг в международном политическом спектре. Он повлиял в том числе и на дипломатические связи Турции, поставив страну в положение, которого ей успешно удавалось избегать на протяжении трех десятилетий, то есть перед необходимость выбирать между США и Россией. «К покупке ракет С-400 Турцию подтолкнуло разрушение доверия в отношениях с Соединенными Штатами», – сказал профессор Тарык Огюзлу, ученый из университета в Анталии, анализируя параметры, которые привели к нынешней ситуации. Соединенные Штаты объявили о санкциях в начале этого месяца, чтобы наказать Турцию за закупку передовой российской системы противоракетной обороны С-400 на основании американского закона CAATSA, направленного в основном на противодействие российскому влиянию. Это был первый случай, когда CAATSA использовался для наказания союзника Соединенных Штатов. Впрочем, Турция подчеркнула, что С-400 не будут интегрированы в системы НАТО и следовательно не будут представлять угрозы для альянса или его вооружений. «Турция экспериментирует с балансом сил, и это игра, которая необходима стране. Турция одновременно заявляет, что она на стороне НАТО и что она не обязана полностью подчиняться НАТО. Именно так и выглядит сбалансированная дипломатия», – продолжил профессор Огюзлу. «В течение большей части эпохи холодной войны Турция оставалась на периферии международной политики», – написал известный ученый Кемаль Кириши в своей статье 2016 года «Изменения во внешнеполитическом поведении Турции». «На протяжении всего этого периода, Турция была верным союзником западного блока. В сущности, ее внешнеполитическое поведение определялось стратегическими потребностями ее главных союзников по НАТО. Лишь несколько раз Турция оказывалась на переднем плане международной политики, как правило, в связи с кризисами в отношениях с Грецией или Кипром, – пишет он. – Тем не менее, после окончания холодной войны Турция внезапно оказалась в центре внимания мировой политики». Усилия Турции по укреплению связей с различными организациями и странами в эпоху после окончания холодной войны часто ошибочно истолковывались как смена геополитической ориентации, вызванная напряженными отношениями с США и зашедшим в тупик процессом вступления страны в Европейский Союз. Однако, турецкие официальные лица подчеркивают, что Турция ценит своих союзников, но в то же время стремится увеличить число партнеров на международной арене. Анкара уже давно подчеркивает, что укрепление связей с той или иной страной не обязательно означает отказ от существующих союзнических отношений. Когда речь заходит о дипломатических усилиях Турции в последние годы, многие утверждают, что особое значение имеет такой фактор как личные отношения президента Реджепа Тайипа Эрдогана с другими президентами и мировыми лидерами. По их мнению, именно этот фактор определяет развитие событий. Когда речь идет о таких странах, как Россия и США, двух самых важных стратегических союзниках Турции, личные связи Эрдогана с Трампом и Путиным были, по мнению многих экспертов и аналитиков, ключевым фактором. Хотя лидеры действительно играют важную роль в управлении дипломатическими связями, в Соединенных Штатах имеется особенность: лобби все еще сохраняют огромное влияние на процесс принятия решений. Что же касается отношений между Турцией и Россией, аналитик Центра евразийских исследований (AVIM) Тутку Дилавер описывает их как взаимопонимание, которое держится на «уникальном» балансе. «В некоторых случаях Анкара и Москва могут находиться по разные стороны стола переговоров, а в других – бок о бок. Однако до сих пор благодаря двустороннему диалогу им удавалось сотрудничать во многих областях, даже несмотря на то, что они не разделяют мнения друг друга», – сказала она. По ее мнению, такие кризисы как Нагорный Карабах и проблема С-400 не должны подвергать испытанию двусторонние связи и могут быть эффективно урегулированы посредством двустороннего диалога. «Мы не можем сказать, что между нашими странами существует классический союз, поскольку Турция является членом НАТО, следовательно, для того, чтобы стать полноценным союзником России, ей пришлось бы выйти из НАТО и вступить в ОДКБ, что весьма маловероятно. Однако, можно прогнозировать, что двусторонний диалог между двумя странами продолжится, а интенсивность общения в ближайшем будущем даже увеличится», – подчеркнула Дилавер. С точки зрения Огюзлу, хотя между Турцией и Россией имеется баланс, он является весьма деликатным и хрупким. «Турецко-российские отношения улучшаются на очень тонком балансе. Кажется, между ними существует хорошее взаимодействие. Однако, вопросы, способные привести к серьезному кризису, сохраняют свою актуальность и ждут решения, – сказал он. –Например, хотя решение по Нагорному Карабаху было достигнуто, мы знаем, что Турция и Россия весьма далеки от единой позиции, и находятся по разные стороны конфликта». По мнению ученого, для сохранения баланса в дипломатических отношениях с США, Турции необходимо проявить твердость и постоять за себя. «Турция должна громко заявить, почему она необходима Западу в качестве союзника. Переход Турции на сторону Запада укрепил бы этот лагерь. Байден, похоже, хочет сохранить Турцию в качестве традиционного союзника. Однако, если он будет действовать по-другому и продолжит критиковать Турцию за ее политику в области прав человека и т.д., он заставит Турцию идти на сближение с Китаем и Россией», – заключил он. Поделиться...
VKTwitterFacebook0
Загрузка...
Загрузка...