Говорить одно, а делать другое — такое, к сожалению, часто происходит в международной дипломатии. Однако Пекин и Москва, похоже, обладают уникальной склонностью к подобного рода практике. Посмотрите на действия этих двух великих держав и главных противников Соединенных Штатов, когда речь заходит об противоспутниковом оружии. Китай и Россия в быстром темпе занимаются разработкой и размещением как наземного, так и размещаемого в космосе оружия для борьбы со спутниками, но одновременно они подталкивают Соединенные Штаты к подписанию соглашения, запрещающего подобные виды оружия. Для защиты своих жизненно важных и размещенных в космосе возможностей — включая коммуникации, разведку и противоракетную оборону, — а также для сдерживания авторитарной агрессии, Вашингтон не должен позволить вовлечь себя в подозрительные международные договоры по космосу, положения которого Китай и Россия даже не собираются выполнять. Договор о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы ее применении в отношении космических объектов (The Treaty on the Prevention of the Placement of Weapons in Outer Space and Use of Force Against Outer Space Objects — PPWT), которые Пекин и Москва представили в ООН, можно считать отличным подтверждением тому, что было сказано ранее. Участники Договор о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве обязуются «не выводить никакое оружие в космос». В нем также говорится о том, что стороны не могут «прибегать к угрозе применения силы или к использованию силы в отношении космических объектов», а также не должны совершать действия, «несовместимые» с целями настоящего договора. На поверхности все это звучит безобидно. Кто, вообще, захочет начать гонку вооружений в космосе?
Однако реальность такова, что Китай и Россия уже активно размещают противоспутниковое оружие, и занимаются они этим уже в течение многих лет. «Космическая сфера конкурентная, перегруженная и спорная, — подчеркнул в январе генерал Джеймс Дикинсон (James Dickinson), глава Космического командования США. — Наши соперники, в первую очередь Китай и Россия, уже милитаризовали эту область». Пекин уже имеет в своем распоряжении наземные ракетные противоспутниковые установки. Подразделения Народно-освободительной армии Китая (НОАК) проходят подготовку на этих установках, и, по мнению Министерства обороны США, Пекин, «судя по всему, намерен и дальне разворачивать противоспутниковое оружие, способное уничтожать спутники, находящиеся на геостационарной орбите Земли». Но именно там находятся самые чувствительные спутники из системы ядерной коммуникации и противоракетной обороны Америки, и они продолжают осуществлять наблюдение. Москва в декабре прошлого года тоже протестировала наземное противоспутниковое оружие, способное уничтожать на орбите американские спутники и спутники союзников США. Эти атакующие возможности включают в себя наземное лазерное оружие, о создании которого президент Владимир Путин объявил в 2018 году. В порыве откровенности российский министр обороны признал, что эта система разработана для «борьбы со спутниками». Что еще хуже, обе страны работают также над размещением в космическом пространстве аппаратов для нападения на спутники (их еще называют орбитальными — on-orbit). Тем временем в ООН и на других международных форумах Китай и Россия продвигают Договор о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве и выступают за принятие резолюции «об отказе от размещения оружия первыми», в которой говорится о том, что все правительства должны взять на себя обязательство относительно того, чтобы не размещать первыми оружие в космосе. Однако более двух лет назад Разведывательное управление Министерства обороны США сообщило о том, что и Китай, и Россия уже размещают в космосе аппараты, которые могут быть использованы как оружие. Таким образом, Договор о предотвращении будет защищать уже размещенные на орбите оружие и одновременно пытаться связать руки Вашингтону. В ходе плохо завуалированной попытки замаскировать свои намерения эти две страны утверждают, что их размещенные на орбите возможности (on-orbit capabilities) предназначены исключительно для использования в мирных целях — для оценки состояние неисправных спутников и для проведения ремонтных работ в случае необходимости. Это камуфляж «двойного назначения» (dual-use) позволяет Пекину и Москве выводить на орбиту якобы мирные или коммерческие объекты, которые эти страны могут использовать для выведения из строя или уничтожения американских военных и разведывательных спутников. Так, например, Китай провел испытания нескольких так называемых спутников-чистильщиков (scavenger), которые используют выдвижной манипулятор для захвата других спутников. Кроме того, Китай продемонстрировал способность своих спутников осуществлять маневры вокруг геостационарного пояса, а это позволяет его спутникам сближаться с другими спутниками на орбите. Чтобы не отставать в этом отношении, Россия разместила на орбите пару «спутников-матрешек» (nesting dolls), которые осуществляют слежку за американскими спутниками в космосе. Один из российских спутников выпустил из себя другой спутник, а российское Министерство обороны утверждает, что цель этой операции состояла в оценке «технического состояния собственных российских спутников». Однако позднее второй спутник произвел испытание оружия и запустил устройство, которое вполне можно назвать космической торпедой. Кремль так не объяснил, каким образом обладающий высокой скоростью одноразовый снаряд может лучше осуществлять инспекционные миссии по сравнению с постоянно находящимся с ним рядом другим российским спутником. Чтобы не попасть в подготовленную Китаем и Россией ловушку в виде подготовленного ими договора, Вашингтон должен незамедлительно начать работу с союзниками для увеличения размещаемых в космосе военных и разведывательных возможностей. Хорошо составленный договор, который четко определяет приемлемые и неприемлемые действия в космическом пространстве и который включает в себя проведение жесткой и реалистичной инспекции вместе с механизмом верификации, — такой договор может способствовать укреплению безопасности и стабильности. Однако Договор о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, разумеется, нельзя назвать таким договором.
Для тех, кто не знает его деталей, следует сказать, что этот договор явным образом не запрещает иметь наземное противоспутниковое оружие, которое Китай и Россия уже разместили. Кроме того, предлагаемый договор не запрещает размещение космического оружия, замаскированного под гражданские или коммерческие аппараты. Договор о предотвращении не запрещает проведение испытаний и накапливание оружия на поверхности Земли, которое может быть быстро доставлено на орбиту. Даже если эти недостатки будут устранены, Договор о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве не имеет никакого верификационного плана. Вместо этого, он призывает к «транспарентности и мерам доверия», которые будут осуществляться на «добровольной основе». Другими словами, Пекин и Москва хотят, чтобы Соединенные Штаты доверяли, но никогда не проверяли. Следует вновь отметить, что американцы не должны позволить захватить себя врасплох с помощью Договора о предотвращении. Москва традиционно пытается использовать международные договоры по контролю над вооружениями для сдерживания Соединенных Штатов, однако она предпочитает рассматривать некоторые положения договоров как опциональные, когда они неудобны ей самой, или когда Кремль видит возможность для себя добиться военного превосходства. В течение более десяти лет вплоть до самого окончания его действия в 2019 году Москва использовала Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности для сдерживания Соединенных Штатов, а в это время сам Кремль производил крылатые ракеты средней дальности наземного базирования, проводил их летные испытания, а затем и размещал их, что было прямым нарушением этого договора. Что касается Пекина, то он часто демонстрирует аллергическую реакцию на договоры в области контроля над вооружениями. Поэтому желание Коммунистической партии Китая поддержать Договор о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве следует подвергнуть дополнительному изучению в Вашингтоне. Вместо того чтобы оказаться в ловушке подготовленного Китаем и Россией Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, Соединенные Штаты должны незамедлительно начать работу с союзниками для того, чтобы повысить устойчивость выведенных на орбиту аппаратов и избегать дублирования размещенного в космосе военного и разведывательного оборудования. Кроме того, Вашингтон должен также поддерживать попытки установить «дорожные правила» в космосе. «На самом деле, в космосе не существует никаких норм поведения, — подчеркнул в этом месяце генерал Джон Рэймонд (John Raymond), начальник Штаба космических операций Космических сил США. — Это просто дикий, дикий Запад». Заметным и позитивным шагом было то, что Генеральная Ассамблея ООН приняла в декабре прошлого года подготовленную Британией резолюцию, в которой говорится о необходимости установить «нормы, правила и принципы ответственного поведения» в космосе, и все это может сократить возможность опасных просчетов при принятии решений. Вот результаты того голосования: 164 государства поддержали эту резолюцию, включая Соединенные Штаты, а против проголосовали 12 стран.
Есть какие-то предположения относительно того, кто проголосовал против? Вы угадали — Китай и Россия. К ним присоединились их друзья — Иран, Северная Корея, Сирия, Венесуэла и Куба. Вот и все, что можно сказать о желании Китая и России проводить конструктивную и мирную политику в космосе. Их двуличие продолжается. Брэдли Боуман является старшим директором Центра военной и политической власти Фонда защиты демократий (Center on Military and Political Power at the Foundation for Defense of Democracies); ранее он работал советником Комитетов Сената по вооруженным силам и международным отношениям. Джаред Томпсон — майор Военно-воздушных сил США, приглашенный военный аналитик Фонда защиты демократий.
Загрузка...
Загрузка...