На прошлой неделе Южная Корея стала десятой страной, подписавшей предложенные НАСА «Соглашения Артемиды». Это стало очередным свидетельством нарастающих глобальных усилий по изучению Луны и окололунного пространства, включающих как государственные программы, так и многостороннее сотрудничество. «Соглашения Артемиды» и китайско-российская космическая инициатива строительства лунной станции – две недавние программы, которые, по мнению многих наблюдателей, определят долгосрочные перспективы освоения Луны человеком. История свидетельствует о том, что исследовательская деятельность на Луне связана не только с демонстрацией технологического превосходства той или иной державы, но и с более широкой геополитической логикой. Новые лунные проекты нуждаются в тщательном изучении с точки зрения любого возможного влияния на безопасность в космосе. Эти проекты дают возможность начать (или возобновить) дискуссию о разработке механизма управления планетарными ресурсами. Разработка многосторонних механизмов для реализации крупных космических проектов не является новой идеей. После завершения холодной войны одной из самых успешных инициатив в области сотрудничества в космосе стало строительство Международной космической станции. В рамках этого проекта было установлено постоянное присутствие человека на орбите на протяжении двух десятилетий. Программа НАСА «Соглашения Артемиды» является многосторонним механизмом для полетов на Луну, в то время как китайско-российская лунная исследовательская станция пока представляет собой двусторонний проект, но Москва и Пекин стремятся привлечь к нему заинтересованных партнеров. Целью «Соглашений Артемиды» является возвращение людей на Луну и ее активное освоение с привлечением коммерческих и международных партнеров. Первым важным шагом в этом направлении станет высадка пилотируемого аппарата на лунной поверхности уже в 2024 году. Второй проект включает предложения Китая и России о строительстве исследовательской станции на поверхности или на орбите Луны. Идея состоит в том, чтобы превратить эту станцию в научную базу, с помощью которой можно будет осуществлять длительные автономные миссии, астрономические наблюдения и различные научные эксперименты. Китай и Россия пока не объявили окончательных сроков реализации этого проекта. По-видимому, он находится на самых ранних стадиях. Такие страны как Соединенные Штаты, Россия и Китай имеют весьма успешные национальные космические программы и в течение многих лет делали масштабные инвестиции в космические исследования. Возможно, осознав, что для дальнейшего развития этих программ требуются огромные технологические и финансовые ресурсы, не говоря уже о дипломатических соображениях, они решили одновременно запустить многосторонние программы. Россия сотрудничает с США в проекте МКС, и США были заинтересованы в ее присоединении к «Соглашениям Артемиды». Однако Россия решила сотрудничать с Китаем. Поскольку Конгресс США запрещает практически любые контакты между НАСА и Китаем, маловероятно, что Америка и Китай будут сотрудничать в обозримом будущем. В настоящее время добыча полезных ископаемых на астрономических объектах или небесных телах не является для многих актуальным вопросом в силу отсутствия технологий для осуществления сколько-нибудь масштабной деятельности по освоению внеземных ресурсов. Однако в будущем эта ситуация изменится. Так, пятая китайская лунная миссия «Чанъэ-5» в декабре прошлого года включала сбор образцов породы. Следующая миссия на Марс, запланированная на 2028 год, также будет предусматривать доставку на Землю образцов. В настоящее время марсоход НАСА Perseverance занимается сбором на марсианской поверхности образцов. Их предполагается доставить на землю двумя аппаратами, которые будут запущены не ранее 2028 года. Китай и Россия пока не обнародовали детали своих конкретных предложений по строительству лунной исследовательской станции. Возможно, как раз сейчас самое время для других стран присоединиться к проекту и убедиться, что он учитывает базовый принцип, согласно которому планетарная система должна оставаться общим достоянием человечества. Итак, сегодня в космической сфере существует два конкурирующих блока. Один состоит из США и их союзников, а другой включает Китай и Россию. Они противостоят друг другу почти по всем направлениям, касающимся космической безопасности. Оба блока не готовы принимать каких бы то ни было идей с другой стороны. Это наносит ущерб любому потенциальному созданию основанных на правилах механизмов осуществления деятельности в космосе. Таким образом, существует необходимость в «здравомыслящих» космических державах, которые могли бы взять на себя прямой или косвенный арбитраж. Например, в рамках эффективной стратегии взаимодействия такие государства, как Индия, могли бы присоединиться к российско-китайской инициативе. На протяжении многих лет Россия и Индия сотрудничают в космической сфере, так что у Москвы не должно быть никаких возражений против присоединения Индии к этому проекту. Реальность такова, что Индия и Китай являются геополитическими соперниками. Однако в области космических исследований они предпринимают некоторые совместные усилия. Так, существуют рамочные соглашения, подписанные двумя странами в начале нынешнего столетия. К сожалению, они бездействуют уже в течение многих лет. В сентябре 2014 года между Индией и Китаем был подписан меморандум о взаимопонимании, предусматривающий возможность обмена и сотрудничества в области исследований и использования космического пространства, разработки спутников дистанционного зондирования и связи, а также научных экспериментов. Нынешний проект лунной исследовательской станции дает потенциальную возможность обеим странам воплотить свои бумажные обязательства в реальность. На самом деле, интересам Китая отвечало бы привлечение Индии к лунному проекту. Такие страны, как Индия, должны взять на себя инициативу по обеспечению справедливости в сфере распределения космических ресурсов. Во-первых, такое сотрудничество само по себе могло бы помочь сгладить разногласия между ними если не на местах, то хотя бы в космосе. Во-вторых, Китай и Россия уже давно продвигают свой проект договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве. Однако желающих даже обсуждать этот проект не находится. Между тем, Индия открыта для переговоров по этому соглашению как юридически обязывающему документу. В-третьих, Индия является частью альянса развивающихся экономик БРИКС. Этот многосторонний механизм предусматривает обмен спутниковыми данными. Наконец, ни для кого не секрет, что США стремятся использовать Индию для уравновешивания китайского влияния в Азии. Программа лунных исследований предоставляет прекрасную возможность для взаимодействия Китая и Индии. Поделиться...
VKTwitterFacebook0
Загрузка...
Загрузка...