После разоблачения российского вмешательства в президентские выборы в США 2020 года и кибератак на IT-корпорацию SolarWinds администрация Байдена объявила о новой серии санкций в отношении российских физических и юридических лиц. Хотя эти санкции являются многообещающим первым шагом Байдена в противодействии российской агрессии, его администрация должна сделать больше того, что сделала. Она может, например, возглавить наступательную многонациональную кампанию по борьбе со спонсируемыми Россией сетями по отмыванию «грязных» денег и другой незаконной деятельностью. Целью этой широкой международной кампании санкций будет ограничение и сдерживание дальнейшего вмешательства России в иностранные выборы и организации ею кибератак против правительственной инфраструктуры США и их союзников. Последний раунд санкций более тщательно продуман и разработан, чем санкции администрации Трампа, которая подчеркивала, что количество важнее качества. Нынешние санкции сформулированы с конкретными и вполне достижимыми политическими целями, соотносящимися с потенциальными масштабами противозаконных действий России. Например, в случае дальнейшего вторжения России в Украину новый санкционный режим позволяет вводить секторальные санкции, которые будут направлены против крупных российских государственных предприятий, таких как «Газпром». Другой возможный вариант — это отраслевые санкции, направленные против целых отраслей российской экономики, цель которых состоит в том, чтобы уменьшить финансовые возможности российского государства к агрессии. Эти варианты специфичны, но они не обязательно исключают санкции в области прав человека, которые могут применяться к членам ближайшего окружения высшего руководства России. Специфика последнего санкционного раунда отчасти как раз и состоит в том, что в нем не упоминается заключение оппозиционера Алексея Навального и не использовались санкции, связанные с правами человека. Новые санкции вводятся в ответ на враждебное поведение России по отношению к Соединенным Штатам, а не изначально на ее действия, связанные с нарушениями прав человека. К сожалению, сильные стороны последних конкретных и гибких санкционных режимов подрываются отсутствием координации с союзниками. Одним из ключевых примеров этого является недавняя попытка применения санкций против Евгения Пригожина, олигарха, имеющего тесные финансовые и личные связи с президентом Владимиром Путиным. Пригожин активно уклоняется от ранее введенных против него санкций через глобальные подставные корпорации и фирмы-прикрытия. Хотя он известен тем, что управляет многочисленными глобальными сетями по отмыванию «грязных» денег, используемых во вмешательстве в выборы, последние санкции против него окажут на олигарха мало влияния, поскольку Пригожин может просто перенести свои операции в менее прозрачные и менее регулируемые юрисдикции. Например, британские заморские территории по-прежнему не обладают достаточной транспарентностью, несмотря на их обязательства по улучшению ситуации. Для обеспечения финансовой прозрачности во всех юрисдикциях и предотвращения деятельности там подставных корпораций необходима тесная координация между Соединенными Штатами и их союзниками. Важно отметить, что Закон о борьбе с коррупцией CROOK, внесенный в Сенат США в феврале нынешнего года, предполагает активизацию обмена информацией между союзниками США и государствами-участниками Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в отношении российских сетей по отмыванию денег, что поможет предотвратить такие нарушения. Администрация Байдена могла бы еще больше усилить этот режим, координируя свои действия в вопросах повышения финансовой прозрачности и обмена разведданными об уклонении от санкций в схемах по отмыванию денег с Организацией Североатлантического договора, Европейским союзом и другими союзниками. В идеале, географически разнородная группа «Демократия-10» (D-10), тоже могла бы внести свой вклад в то, чтобы сделать бы эту антикоррупционную кампанию еще более глобальной. Администрация Байдена также должна побуждать союзников формулировать режимы санкций, основанные на режимах, введенных самими Соединенными Штатами. Союзники США уже стремятся воспроизвести у себя основанный на правах человека режим GLOMAG («Глобальный закон Магнитского»), тем более что администрация Байдена серьезно намекала, что может применить санкции GLOMAG, если Навальный умрет в заключении. Действительно, некоторые союзники уже внедрили аналогичные режимы или находятся в процессе их реализации. В декабре прошлого года в Европейском союзе была принята собственная система GLOMAG, которая впервые была использована в связи с арестом Навального в феврале 2021 года. Тем временем в Тихоокеанском регионе растет поддержка законодательства GLOMAG в Австралии, хотя в большей степени это вызвано опасениями в отношении Китая, чем в отношении России. В дополнение к международному режиму GLOMAG администрация Байдена могла бы поддерживать тех союзников, которые разрабатывают законы типа Закона CROOK, которые позволят осуществлять обмен разведданными и сотрудничество между правоохранительными органами демократических стран. При этом администрация должна подчеркнуть способность закона бороться со схемами отмывания «грязных» денег, которые делают возможными кибервторжения и вмешательство в выборы. Введение закона CROOK, и режима санкций GLOMAG создаст всеобъемлющую глобальную систему, способную бороться с нарушениями как прав человека, так и политического суверенитета. В свете всего этого необходимо призвать администрацию Байдена тесно сотрудничать с союзниками для создания гораздо более масштабного и всеобъемлющего режима санкций для противодействия вредоносной деятельности России. В особенности правительство США должно продвигать Закон CROOK и выступать за появление аналогичных режимов санкций против России со стороны государств-союзников. Команда Байдена также должна поддержать создание союзниками санкционных схем для борьбы с вмешательством России в выборы и нарушениями прав человека в своих странах. Наконец, администрации Байдена следует рассмотреть вопрос о распространении своих санкций на олигархов, связанных с Кремлем, многие из которых имеют прямое отношение к глобальными схемам отмывания денег и технологиям вмешательства в чужие выборы. Каким бы сильным ни был собственный режим американских санкций Соединенных Штатов, он всегда будет слабее, чем мог бы быть, без участия союзников в его реализации при условии расширения ими своих санкционных возможностей. _________________________________________________________________________________ Фрэнсис Шин — научный сотрудник по геостратегии и финансовой дипломатии в программе 2021 года «Молодые специалисты по внешней политике» (YPFP). Недавно получил степень магистра международных отношений в Аспирантуре Института международных отношений и развития в Женеве, где изучал вопросы управления глобальной безопасностью. Сара Мартин — научный сотрудник программы YPFP по Евразии 2021 года. Работает в Вашингтоне по программам прав человека в Евразии, уделяя особое внимание Украине и Молдове. До этого была научным сотрудником Секретариата Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в Вене.
Загрузка...
Загрузка...