В глобальной борьбе между демократией и диктатурой, а также в борьбе за мирную Европу Украина находится на переднем крае — в отличие от Западной Германии во время холодной войны. На протяжении XX века Соединенным Штатам приходилось проявлять незаурядную решимость в защите демократии и безопасности наших друзей в Западном Берлине и Западной Германии от советской агрессии. То же самое сейчас требуется продемонстрировать на разобщенной Украине. И сегодня, когда президент Байден готовится к встрече со своим украинским коллегой Владимиром Зеленским, которая состоится 30 августа, ему не мешало бы иметь это в виду. Если демократический эксперимент на Украине потерпит неудачу, особых надежд на провозглашенную Байденом демократическую повестку и его саммиты в поддержку демократии, запланированные на этот и следующий годы, не будет — особенно сейчас, после возвращения к власти талибов в Афганистане. Успех этого эксперимента расширит возможности небольших демократических стран во всем регионе и во всем мире миру. Его провал станет подарком и стимулом для президента России Владимира Путина и его авторитарных союзников от Минска до Пекина. После бурных лет эпохи Трампа, когда было начато расследование по делу об импичменте президента США за его попытку использовать помощь Украине в обмен на помощь в его кампании по переизбранию на следующий срок, некоторые политики стремятся просто вернуться к нормальным, стандартным, обычным отношениям между США и Украиной. Но обычных отношений недостаточно. Украина, по-прежнему находящаяся в состоянии войны с Россией, которая оккупировала значительную часть ее территории, сталкивается с необычными угрозами своему суверенитету и демократии. Байден и Зеленский должны признать эти чрезвычайные обстоятельства, а затем принять особые и совместные обязательства по их преодолению. Что касается вопросов обороны, лидерам необходимо пересмотреть свои отношения в области безопасности и признать их взаимовыгодными. 200-тысячная регулярная армия Украины, несколько сотен танков и боевых машин, а также активное присутствие разведки способствуют сдерживанию агрессивных действий Путина против Европы более эффективно, чем большинство стран-союзниц по НАТО. С 2014 года украинцы ведут прямую борьбу против Путина и его марионеток. Байден должен ценить Украину как важнейшего партнера в сфере безопасности в Европе и объявить о предоставлении ей новой значительной военной помощи, увеличив масштабы той поддержки, которую власти США без лишнего шума оказывали при Трампе. Эта программа помощи должна быть сосредоточена на предоставлении оборонительного оружия, включая большее количество переносных противотанковых ракетных комплексов «Джавелин» (Javelin) а также модернизированные радары для повышения их эффективности. Байден и Зеленский также должны обсудить процесс мирного урегулирования на востоке Украины, включая, возможно, вопрос об официальном участии США в теряющем свое значение Нормандском процессе между Германией, Францией, Россией и Украиной. Но прямо сейчас в центре внимания должен быть вопрос самообороны Украины. В свою очередь, Зеленский должен прекратить — пока — просить предоставить Украине План действий по подготовке к членству в НАТО (ПДЧ). ПДЧ не дают гарантий безопасности, и суровая реальность такова, что Украина сегодня не соответствует критериям готовности к вступлению в НАТО. Вместо этого Зеленскому следует сосредоточиться на проведении внутренних реформ, необходимых для подготовки Украины к членству в НАТО без официального подписания ПДЧ. Он мог бы назначить или заявить о поддержке независимой комиссии, чтобы сформулировать свой собственный план, подобный ПДЧ. Возможно, эта неправительственная группа, в составе которой были бы бывшие члены руководства НАТО, могла бы осуществлять мониторинг успехов Украины в выполнении требований НАТО. Что касается демократии, Зеленскому и Байдену также необходим новый подход. Представители властей США должны перестать так открыто и громогласно читать украинцам нотации в отношении коррупции. Разумеется, борьба с коррупцией должна оставаться главным вопросом, и условия оказания помощи необходимо ужесточить. Но публичные заявления при обсуждении нашего общего стремления к укреплению демократии на Украине будут более эффективными, если они будут звучать в более широком плане — особенно потому, что всякий раз, когда Байден произносит слова «коррупция» и «Украина» в одном предложении, его оппоненты добавляют «Хантер Байден». Более скромный тон заявлений был бы уместен еще и потому, что США испытывают трудности с сохранением демократии у себя в стране. Когда масштаб этой дискуссии расширяется от борьбы с коррупцией до демократии в более широком смысле, из Украины поступает определенная обнадеживающая информация. Правительство приняло исторический закон о земельной реформе. Оно провело масштабные реформы в области электронного государственного управления. Парламент ввел новые правила в сфере азартных игр, принял новый законопроект, признающий группы этнических меньшинств «коренными народами Украины», и продвигает крупный пакет судебных реформ, который получил одобрение Венецианской комиссии Совета Европы. Власти осуществляют позитивные кадровые изменения в Генеральной прокуратуре и добились значительного прогресса в Национальном агентстве по вопросам предотвращения коррупции. Украина по-прежнему проводит свободные, честные и конкурентные выборы. Гражданское общество в этой стране активное, и конкуренция между большинством частных медиа-компаний (несмотря на то, что очень многие из них принадлежат олигархам) более высокая, чем в любой другой стране на постсоветском пространстве, кроме стран Балтии. И сам Зеленский, который поначалу испытывал некоторую неуверенность и медлил, действует более решительно. Его решение закрыть пророссийские телеканалы и обвинить их владельца и союзника Путина Виктора Медведчука в государственной измене было смелым поступком, который США должны поддержать. То же самое относится и к его действиям против олигарха Игоря Коломойского, который был главным спонсором его президентской кампании. Эти недостаточные, но заметные действия, направленные на свержение олигархической власти, необходимо поощрять. Байден и Зеленский могли бы действовать на основе этих успехов, объявив о создании новой двусторонней комиссии по углублению демократических и рыночных реформ, которые могли бы опираться на гражданское общество и частный сектор в обеих странах. Эта инициатива могла бы расширить участие США в программе демократических и рыночных реформ. Кроме того, два президента могли бы создать группу экспертов высокого уровня, состоящую из лидеров, не являющихся членами правительственных структур, таких как бывший сотрудник Международного валютного фонда Дэвид Липтон (David Lipton), бывший министр финансов Украины Наталья Яресько, политолог Фрэнсис Фукуяма (Francis Fukuyama) и бывший президент Эстонии Тоомас Ильвес (Toomas Ilves), чтобы добиваться проведения реформ с помощью выработки идей в сочетании с поддержкой и жесткостью из лучших побуждений.
Сегодня Украина не является обычной страной. Угроза европейской безопасности и демократии со стороны России не является обычной. Байден, особенно учитывая его твердую приверженность Украине в прошлом, должен использовать свою встречу с Зеленским, которая состоится на следующей неделе, чтобы начать создавать необычные отношения с Украиной.
Загрузка...