Выступая 1 сентября в МГИМО, глава российского МИД Сергей Лавров заявил: «Мы никогда не пытались перемолоть традиции, культуры, языки тех народов, которые населяют нашу страну ещё со времён Российской Империи, затем Советского Союза и сейчас Российской Федерации». Но почему тогда абсолютное большинство языков России находится в опасности? И куда делись миллионы украинцев? Территория России составляет одну восьмую часть всей земной суши, население России — 1,9% мирового населения, существующие в России языки — около 2% всех языков мира. При этом более 90% этих языков (121 из 131), согласно оценке ЮНЕСКО, находятся под угрозой в той или иной степени. Минимальная степень угрозы — "уязвимая" — присвоена 19 языкам, остальные из них — в еще более критическом положении. В конце 2019 года в России наделала шума публикация профессора Высшей школы экономики Гасана Гусейнова, который написал, что в столице многонациональной страны «с сотнями тысяч украинцев и татар» невозможно найти ничего на других языках, кроме русского. Видимо, именно поэтому, писал Гусейнов, некоторым россиянам кажется, что носители русского языка на Украине не в состоянии выучить украинский. Профессора вскоре уволили. Несмотря на риторику о многонациональном характере России и ее разноязычии, отправить вопрос президенту во время «Прямой линии» можно только на русском языке, как и писать письма украинским политзаключенным в российских тюрьмах. Федеральные теле- и радиоканалы вещают только на русском. Только на нем можно получить среднее специальное и высшее образование, как и сдать Единый государственный экзамен за среднюю школу. А вот национальные языки с 2018 года изучать в школах уже не обязательно. В сентябре 2019 года ученый Альберт Разин совершил акт самосожжения в защиту удмуртского языка (число его носителей только с 2002 по 2010 гг. сократилось на треть), протестуя против этого нововведения. Власть сделала вид, что не заметила. Согласно переписи 2010 года, в России проживало около 552 тысяч удмуртов, а украинцев — 1,9 млн, что делает их третьим по численности народом в Российской Федерации после русских и татар. И самой большой украинской диаспорой в мире. Чуть меньше (1,3 млн) граждан с украинскими корнями живет в Канаде. Но за океаном, как отмечает Forbes, оставаться украинцем гораздо проще, чем в «братской России». Семья может крестить ребенка в церкви — православной или католической. Его можно отдать в украинский детский сад, потом он может изучать родной язык и историю в общеобразовательной муниципальной школе. В Торонто и окрестностях таких 12, а всего в провинции Онтарио — 25. Тогда как в России нет ни одной государственной школы с преподаванием украинского языка. И попытки инициировать их открытие, как рассказывал Михаил Ратушный, глава Всемирного украинского координационного совета, привлекают внимание ФСБ, чьи сотрудники запугивают инициаторов. «Фактически легче перечислить, чего у украинства в России нет, чем указать, что у него есть… В течение последних двадцати лет украинская диаспора в России испытывала огромное давление со стороны власти как на официальном, так и неофициальном, бытовом уровнях», — отмечалось на V Всеукраинской научной конференции в 2013 году. Излишне говорить, что с 2014 года быть украинцем в России стало не очень удобно. «Если говорить об украинцах и крымских татарах, то они в РФ вообще едва ли не самые бесправные. Украинцем или крымским татарином быть просто опасно. Ходить в украинскую церковь, изучать язык (на Кубани факультативно разрешено изучать как «диалект русского языка» — «кубанский говор») — негласно запрещено», — отмечал директор Центра внешнеполитических исследований имени Александра Никонорова, сокоординатор комитета «Кубань с Украиной» Сергей Пархоменко. Впрочем, быть украинцем в России было опасно задолго до 2014 года. Согласно переписи 1926 года, украинцы на русских землях составляли вторую по численности национальную группу в России. Тогда их количество достигало 7,8 млн человек. К следующей переписи оно сократилось более чем вдвое — в 1939 году украинцев в Советской России осталось 3,3 млн. За столетие украинцев стало меньше в четыре раза. Обстоятельства, при которых это произошло, позволяют назвать это культурным геноцидом. КУБАНЬ Наиболее жестким он был в тридцатые годы прошлого столетия, когда началось целенаправленное подавление украинства в регионах, исторически заселенных украинцами, в том числе на Кубани. Первая всеобщая перепись Российской империи 1897 года насчитала на Кубани более 900 тыс. украиноязычных жителей (или 62% всего населения). Украинство на Кубани было настолько мощным, что вскоре после революции в Российской империи здесь была организована Кубанская Народная Республика, Законодательная Рада которой в 1918 году приняла резолюцию о присоединении Кубани на федеративных началах к Украинской Народной Республике. Объединение не состоялось из-за агрессии Советской России. В 1920 году Кубанская Народная Республика была уничтожена большевиками. Однако до 1925 года на кубанских просторах действовали повстанческие отряды. Уже советская перепись 1926 года насчитала на Кубани 915 тысяч украинцев. На момент переписи 2010 года их осталось 84 тысячи. В 1992 году режиссер Валентин Сперкач снял документальный фильм «Кубанские казаки. А уже лет двести…», который пересказывает историю переселения запорожских козаков на Кубань и геноцида украинцев в России. была издана в Вене в 1919-м или в 1920 году в издательстве «Кристоф Райсер и сыновья». Художник «Verte», автор идеи — Г. Гасенко Его герои рассказывают: «Почему я записан не как украинец, а как русский… Потому что нас душили, господи помилуй!.. Весь Краснодарский край сделали русским… Мы были украинцы, а теперь мы и сами не знаем, кто мы. Оборотни… Я учился в школе на украинском языке. И разговаривали мы на украинском. А с 1933 года все закончилось». 14 декабря 1932 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР принял постановление «О хлебозаготовках на Украине, Северном Кавказе и в Западной области», которым кардинально изменил подходы к национальной политике: начиналась борьба с «петлюровской украинизацией» в УССР и отменялись любые проявления украинизации на Северном Кавказе. На следующий день запрет на использование украинского языка в образовании, делопроизводстве и прессе был распространен на другие регионы РСФСР, в которых компактно проживали украинцы. Это сопровождалось репрессиями. Как рассказывал один из героев документального фильма Сперкача, от высылки его семью тогда спасло то, что отец запретил ему записываться в козацкий кружок в школе. Семьи всех ребят, которые туда записались, выслали. ДАЛЬНИЙ ВОСТОК Вторым мощным центром украинской жизни за пределами Украины после Кубани был Зеленый Клин (Зеленая Украина или Закитайщина) — территория в южной части Дальнего Востока. По разным оценкам, украинцы составляли от трети до половины дальневосточного населения. А в отдельных районах их количество достигало 60-80% населения. «Это большое малорусское село. Главная и самая старая улица — Никольская. Вдоль всей улицы, по обеим сторонам, вытянулись белые мазанки, местами и теперь ещё крытые соломой… Среди полтавцев, черниговцев, киевских, волынских и других украинцев переселенцы из великорусских губерний совершенно теряются, являясь как бы вкраплением в основной малорусский элемент… Та же украинская одежда на людях. Повсюду слышится весёлый, бойкий, оживлённый малорусский говор», — так описывал город Уссурийск в 1905 году корреспондент Иван Иллич-Свитыч. С июня 1917 года по январь 1918 года здесь, в Уссурийске, размещался Временный Дальневосточной Украинский Краевой Комитет, который был главным исполнительным органом Украинской Дальневосточной Республики. Украинцы попытались создать на дальневосточных землях свое государство. Все время своего существования государственное движение на Зеленом Клине ориентировалось на объединение с Украинской Народной Республикой. На Втором Всеукраинском съезде Дальнего Востока, который состоялся в Хабаровске в январе 1918 года, было принято обращение к правительству Украинской Народной Республики, чтобы оно в своей политике требовало от российской власти признания Зеленого Клина частью Украинского государства. «Конечно, условия были очень неблагоприятные — в это время уже на Дальнем Востоке шла гражданская война, в которой соревновались белые и красные. И те, и другие очень негативно, враждебно, можно сказать, относились к украинцам — не только к освободительным соревнованиям, а вообще к их даже культурным устремлениям», — рассказывал Вячеслав Черномаз, исследователь украинской дальневосточной диаспоры и ее представитель, составитель энциклопедического справочника «Зеленый клин. Украинский Дальний Восток». Но уже в тридцатые годы Дальний Восток, по словам Черномаза, представлял собой «сплошную пустыню в плане украинской культуры». Украинцы были лишены возможностей для сохранения своей идентичности. СИБИРЬ Третьим центром стали украинские громады Серого Клина — так называлась территория украинской колонизации в Сибири. После Февральской революции 1917 года украинцы Серого Клина создали в Сибири собственное самоуправление и воинские подразделения. На Первом Украинском съезде Сибири в Омске в июле-августе 1917 года была избрана Главная Украинская Рада Сибири. Украинское сибирское государственническое движение охватило регионы Западной Сибири, большинство населения которых составляли украинцы. Во время существования украинской государственности на Сером Клине выходила украинская пресса, работали украинские громады и объединения, проводились украинские манифестации под национальными сине-желтыми флагами. После прекращения украинской государственности на Сером Клине и оккупации Западной Сибири большевиками украинское население, которое составляло около 40% от 1,5 млн жителей территорий Серого Клина, уничтожили или ассимилировали. НАДВОЛЖЬЕ И ДРУГИЕ Кроме Зеленого и Серого, существовал еще Желтый Клин — украинская этническая территория в Нижнем Поволжье, где присутствие украинцев было достаточно большим, чтобы в созданной большевиками Республике немцев Поволжья конституция предусматривала функционирование трех официальных языков — немецкого, русского и украинского. Но Москва не приняла Конституцию, а вскоре была ликвидирована и сама автономия. В 1926 году украинцы составляли более 70 процентов населения Таганрогского округа. Но уже всесоюзная перепись 1939 года показала, что на Таганрожчине украинское большинство куда-то «исчезло». Если по переписи 1897 года украинцы составляли около 40% населения Белгородской области, теперь область практически мононациональная: русские составляют 94,4% населения. НЫНЕШНЯЯ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В нулевых годах украинские общественные, культурные и религиозные деятели в России подвергались нападениям, избиениям, покушениям на убийство и убийствам. А украинские организации и учреждения, возникшие на волне демократических реформ, были ликвидированы. В 2003 году викарий московского прихода Святого Игнатия Богоносца Епископа Антиохийского Александр Симченко (УГКЦ) был впервые избит неизвестными в поезде Ивано-Франковск-Москва. В результате избиения о. Александр провел несколько недель в больнице, но уголовное дело возбуждено не было. После этого его избили еще 5 раз. Виновных не находили. В 2002 году в Ивановской области убили бизнесмена, мецената и члена Украинского культурного общества «Мрия» Владимира Побуринного. В апреле 2004 года во Владивостоке убили руководителя украинского хора «Горлица» Анатолия Криля, врача по специальности. В июле 2006 года в Туле — покушение на убийство председателя Ревизионной комиссии Федеральной национально-культурной автономии украинцев России (ФКНАУР) Натальи Ковалевой. На нее напали двое неизвестных и жестоко ее искалечили. Металлическим прутом, который нашли рядом с местом нападения, ей размозжили лицо, едва не выбили правый глаз, сломали зубы. От ударов в лицо кости черепа были сломаны, в мозгу — внутреннее кровоизлияние. В декабре 2006 года в Туле убили ее мужа — члена Совета Объединения украинцев России, председателя Тульской региональной организации «Батьківська стріха» Владимира Сенышина. В 2008 году в Москве был ликвидирован Украинский образовательный центр. В 2010 году Верховный суд Российской Федерации отменил регистрацию одного из двух крупнейших общественных объединений украинского меньшинства — «Федеральная национально-культурная автономия украинцев России». В 2010 году из-за уголовного дела была закрыта для посетителей единственная официальная библиотека украинской литературы в России (окончательно уничтожена в 2018 году). В 2012 году Верховный Суд Российской Федерации принял решение о ликвидации второй общероссийской общественной организации украинского меньшинства — «Объединение украинцев России». Роман Цимбалюк, собственный корреспондент УНИАН в Москве, констатировал: «Еще до вторжения российская власть сделала все, чтобы уничтожить украинское движение в Российской Федерации».
Загрузка...