В 2021 году мы стали свидетелями очередного миграционного кризиса, который постиг восточную границу Европейского Союза. Тысячи мигрантов пытаются проникнуть со стороны Белоруссии в Польшу и Литву, которые уже объявили чрезвычайное положение в прилегающих регионах. Но проблема в том, что многие политики видят выход из кризиса в новых санкциях не только против Белоруссии, но и против России. Это может спровоцировать очередной рост напряженности, которая затронет разные сферы жизни по всей Европе. Причины миграции В ЕС часто обсуждается ответственность белорусских властей за текущий кризис на границах. Варшава говорит о «гибридном нападении», но нужно понимать, что не Минск — виновник миграционного кризиса, продолжающегося многие годы. Большинство мигрантов — выходцы из тех стран, которые подверглись западным вооруженным операциям. Миграция из этих регионов затронула многие области в окрестностях Европейского Союза, и нужно сказать, что от напора беженцев больше всего страдает не ЕС, а их ближневосточные соседи. Однако факт и в том, что группы, которые наживаются на миграции, ищут все новые возможности для проникновения в Западную Европу, и вот теперь они открыли для себя Белоруссию как удобную для транзита страну. Какую роль при этом играют государственные органы Белоруссии, вопрос. Минску не обязательно организовывать мигрантов — этим занимаются профессиональные контрабандисты, а Лукашенко достаточно злорадно бездействовать. Чтобы остановить потоки мигрантов ЕС необходимо сотрудничество соседних регионов, и в начале века оно работало. Тогда Европа имела дело с более или менее функционирующими государствами в бывшем СССР и на Ближнем Востоке. Они не соответствовали политическим идеалам Запада о демократии, но были способны на собственную миграционную политику. Однако европейские государства недооценили эту стабильность и включились в вооруженную интервенции, по вине которых в XXI веке многие государства региона перестали функционировать. Также резко ухудшились отношения с Турцией и с соседями из бывшего СССР, которые играют ключевую роль в защите европейских границ. Наиболее ярко для Европы последствия развала на Ближнем Востоке проявились в 2015 году. Многие государства Европейского Союза тогда шокировала огромная волна мигрантов, которые пересекали Средиземное море и штурмовали европейскую границу, стремясь на Запад. Государственные органы Греции и других стран не могли противостоять этой волне и лишь наблюдали за тем, как сотни тысяч мигрантов пробираются через Балканы. Поскольку Греция, страна-член Европейского Союза, не сумела справиться с миграционным кризисом, стоит реально оценивать и возможности Белоруссии. Но также нужно пересмотреть двойные стандарты в оценке кризисов в 2015 и 2021 годах. Когда в 2015 году Венгрия выстроила стену на собственной границе, поднялась волна критики, а стена на белорусско-польской границе вызывает у Брюсселя совершенно иную реакцию. А ведь на польской границе мигрантов куда меньше. Конечно, не исключено, что будут прибывать новые, но эту проблему не решить угрозами в адрес Минска. Риск дальнейшей эскалации Самое опасное в сложившейся ситуации то, что проблема начнет распространяться и на те сферы, которые не связаны с ситуацией на белорусской границе. Грозить санкциями опасно. Как правило, угрозы блокируют дипломатическое решение, да и президент Александр Лукашенко не сможет себе позволить уступить из-за общественного мнения в Белоруссии. Его сторонники ожидают жесткой позиции в отношении Запада. Конфронтация с Западом обострилась после демонстраций, которые прокатались по стране в августе 2020 года после выборов. Лукашенко тогда жестко подавил протест. Сейчас его позиция намного стабильнее, чем была год назад. Несмотря на все насилие, нужно отметить, что число жертв во время демонстраций в Белоруссии после выборов было намного ниже, чем во время протестов против разных режимов на Ближнем Востоке, с которыми сотрудничает ЕС. Эти демонстрации можно сравнить с кровавыми демонстрациями шестого января в США или демонстрациями «Желтых жилетов» во Франции. Ошибкой Запада было прерывать сотрудничество после протестов в Белоруссии, а Литва даже признала Светлану Тихановскую белорусским президентом. Но еще опаснее грозить санкциями России. Российское влияние на Белоруссию, конечно, возросло после 2020 года, но западные политики заблуждаются, думая, что Кремль держит Белоруссию под своим полным контролем. Москва может влиять на решения Минска, но президент Лукашенко по-прежнему занимает прочную позицию внутри государства, которая дает ему определенную свободу при принятии решений. Москву определенно не обрадовали угрозы Лукашенко о том, что в случае новых европейских санкций он остановит транзит газа в ЕС. Для России возникла бы проблема еще и потому, что возросла бы важность украинского транзита. Очень безответственно звучат и публичные угрозы санкциями против российских экономических субъектов, например, авиакомпании «Аэрофлот». «Аэрофлот» заявил, что не осуществляет рейсы в Ирак и Сирию и даже прямые рейсы из Турции в Белоруссию. Но если Брюссель решит ввести санкции, то россияне могут ответить симметрично, наказав европейские авиакомпании. Большинство рейсов из Европы в Китай и Японию осуществляются через Россию, так как эта трасса наиболее короткая и дешевая. Если Москва запретит перелеты европейским авиакомпаниям на Дальний Восток, они не смогут конкурировать с азиатскими компаниями, которые по-прежнему летали бы через Сибирь. К счастью, весь риск конфликта в авиационной сфере осознают и в Брюсселе… В подобной ситуации политики Европейского Союза должны стремиться к мирному решению разногласий. Они должны понимать, что новые санкции сделают невозможным любое сотрудничество в вопросах миграции. По сути ЕС требует от Белоруссии вернуться к уровню сотрудничества до 2020 года. Тогда многие мигранты тоже пользовались белорусской трассой, но Минск старался решить эту проблему и не усложнять ситуацию европейских государств, на которые полагался в собственных спорах с Москвой. Сейчас стоило бы возродить это сотрудничество. Европейские государства оказались в ловушке, которую сами же и расставили: с одной стороны, им необходимо восстановить сотрудничество с белорусскими властями, а с другой, после прежней риторики они могут считать этот шаг унизительной уступкой Лукашенко. И тем не менее Брюссель должен сделать Белоруссии конкретное предложение. Нужна реальная политика Брюсселю следует пересмотреть свою политику не только в отношении стран бывшего СССР, но и на Ближнем Востоке. К сожалению, ЕС еще сохраняет экономические санкции против Сирии, от которых страдает не только правящий режим, но и большинство местного населения. Но эти санкции не приведут к смене президента или к решению местных проблем с перемещенным населением. Уже много лет ясно, что президент Башар Асад сохранит контроль над большей частью Сирии, и после столкновения с «ИГИЛ»* его позиция только укрепилась. Многим сирийцам нравится пусть и не слишком демократичный, но религиозно толерантный президент. Поэтому нужно смириться с происходящим в Сирии. Ведь может же ЕС тесно сотрудничать с саудовским королем, который уже шесть лет ведет жестокую войну в Йемене, а дома применяет самую экстремистскую форму исламского права. Так что и с сирийским президентом стоит смириться. Совершенно неправильную внешнюю политику проводит и Словакия. Президент и Министерство иностранных дел живут в какой-то виртуальной реальности и часто питают иллюзии насчет того, кто является президентом в том или ином государстве. В прошлом году Корчок (Министр иностранных дел Словакии. — Прим. ред.) признал президентом Венесуэлы Гуайдо, хотя тогда было уже совершенно понятно, что его попытка захватить власть провалилась. Если бы Словакия признала его в 2019 году, это еще можно было бы расценить как поддержку потенциального кандидата, но в 2020 году подобное подобострастие абсурдно. Теперь Словакии остается кусать локти еще и потому, что в 2020 году Корчок освободил от должности посла в Белоруссии Мигаша, который благодаря своим антифашистским убеждениям пользовался уважением местных элит, включая прорежимные. Сегодня он очень пригодился бы на переговорах с белорусскими властями. В долгосрочной перспективе необходимо пересмотреть внешнюю политику Словакии и Евросоюза в целом. В сфере миграции ситуация неуклонно ухудшается, и поэтому проблему нужно решать там, где она появилась — в странах, разрушенных войной и нищетой. Кроме того, европейцам стоит проявлять бóльшую осторожность, поучая недемократические государства, и с уважением относиться к их суверенитету. Также нужно принимать во внимание их исторический путь: на Ближнем Востоке катастрофы в виде войн и эпидемий случаются практически постоянно, а вот для нынешнего поколения европейских политиков катастрофа под названием COVID-19 стала полной неожиданностью. В Словакии она, кстати, привела к ликвидации многих принципов правового государства. В заключение остается констатировать, что ЕС стоит отказаться от мысли о собственном превосходстве и при решении глобальных проблем сотрудничать, в том числе, с теми правительствами, которые его не устраивают. * запрещенная в РФ террористическая организация. — Прим. ред.
Загрузка...