С 1972 года краеугольным камнем внешней политики и политики безопасности США стало разобщение Китая и России. Любой попытке достичь взаимопонимания или, что еще хуже, заключить союз — негласный, закрепленный на бумаге или зарождающийся — направленный против США, необходимо препятствовать. Президент Ричард Никсон и Генри Киссинджер посетили Китай в 1972 году именно для того, чтобы разрушить то, что считалось китайско-советским альянсом. Сегодня от этой политики фактически отказались. По всей видимости, во внешней политике США в настоящее время приоритетное внимание уделяют вопросам, которые не только дают возможность, но и подталкивают Китай и Россию в объятия друг друга — несмотря на хорошо известные разногласия и даже конфронтации двух сторон. Две страны никогда не считали друг друга естественными друзьями. Между ними происходили военные столкновения из-за пограничных разногласий. Россия, как один из крупнейших нетто-экспортеров ископаемого топлива, извлекает выгоду из высоких цен на нефть. А Китаю, крупнейшему нетто-импортеру, на руку низкие цены. Они расходятся во мнениях и по главному вопросу изменения климата. 13 декабря 2021 года Россия наложила вето на резолюцию Совета Безопасности ООН, в которой климатический кризис назван угрозой международному миру и безопасности. Китай воздержался. Месяцем ранее на конференции ООН по климату Пекин подписал соглашение с США, которое Джон Керри, специальный посланник президента Джо Байдена по климату, назвал «дорожной картой нашего будущего сотрудничества» в области сокращения выбросов парниковых газов. Возможно, это и было, но во время видеосаммита 15 декабря 2021 года президент Владимир Путин и председатель Си Цзиньпин заверили друг друга во взаимной поддержке и сообщили миру, что они придерживаются общих взглядов по основным геополитическим проблемам. Однако дружба прекратилась, не достигнув уровня союза, но было ясно, что оба лидера возмущены тем, как США действуют за рубежом, и держатся вместе, проявляя единство до конца эпохи американской гегемонии. Смогут ли они договориться об общем курсе в качестве альтернативы глобальной системе, возглавляемой США, это совершенно другая история, и ее еще предстоит выяснить.
Для США это следует квалифицировать как серьезную неудачу. Спад Америки в виде падения доли мирового валового внутреннего продукта (ВВП) нельзя ни скрыть, ни повернуть вспять. Однако она, безусловно, по-прежнему является самой сильной страной в мире. Таким образом, за счет умелой дипломатии США все еще могут помешать Китаю и России сближаться друг с другом. У президента Билла Клинтона была беспрецедентная возможность сформировать новый мировой порядок, подобно тому, как это сделал президент Гарри Трумэн сразу после Второй мировой войны. Клинтон не пытался, но был доволен тем, что пользовался глобальным превосходством своей страны, не понимая, что долго оно продолжаться не будет. А расплачиваться за его упущение пришлось его преемникам. Еще один шанс был у президента Джорджа Буша-младшего, когда произошли теракты 11 сентября 2001 года. Остальной мир был готов и согласен последовать примеру США, если бы Вашингтон обратится к мировым державам с призывом объединить усилия в борьбе с терроризмом. Вместо этого Буш выбрал коалицию желающих, которая оказалась узкой и игнорировала интересы других стран — во всяком случае, так считалось. И все же в первом десятилетии XXI века США все еще бесспорно оставались державой номер один. Буш, без сомнения, предполагал, что в случае необходимости США прибегнут к военной силе для реализации своих амбиций. Как друзья, так и враги соответствующим образом скорректировали свою политику. Но многим это не понравилось. Президент Барак Обама пытался завоевать друзей в мире, где дружба по сравнению с подлинными интересами особого значения не имеет. Его попытки были достойны похвалы, но они не увенчались успехом. Потенциальные враги начали убеждаться в том, что США отказываются от применения военной силы. Такое мнение опасно, поскольку оно заставляет недовольные страны прощупывать почву без особого риска риском столкнуться с военными ответными действиями. Локальные и региональные конфликты усиливались и выходили из-под контроля США. Союзники начали испытывать сомнения в том, действительно ли Вашингтон будет выполнять письменные или неписаные обязательства по оказанию им помощи. Система американских альянсов была ослаблена, что дало возможность Китаю и России (а также региональным державам, таким как Турция) укрепить свои позиции во всем мире, незаметно подрывая превосходство США. Внешняя политика президента Дональда Трампа и его политика в области безопасности были непрозрачными, значительная часть политических шагов осуществлялись по наитию и «по воле случая», в результате чего и создавалось впечатление, что это корабль без капитана. Но за всей этой путаницей и непродуманными решениями стояла определенная логика — Трамп был первым президентом, признавшим, что падение доли Америки в мировом ВВП означает необходимость сокращения глобальных обязательств США. За фасадом шумной риторики происходил стратегический вывод войск. Трамп создавал впечатление, что не хочет применять военную силу, из-за чего США казались слабее, чем были на самом деле. Поэтому когда Байден вступил в должность, дверь для него была оставлена открытой, и у него была возможность переориентировать внешнюю политику США. На Байдена обрушился целый ряд испытаний и проблем, в частности, Китай, Россия, Тайвань, Украина, Иран и Северная Корея. Они могут быть решены только в том случае, если он сможет и захочет решить, за что выступают США, как они будут реагировать на зарубежные кризисы и в чем заключается его великий план для США и всего мира. Если он способен на это, то решение для каждой из этих проблем возможно. Если же нет, он застрянет в трясине. Основной вопрос заключается в том, соответствует ли то, как США видят себя, тому, как их воспринимают другие, и тому, как выглядит расстановка сил в 2021 году. Насколько можно судить, на первом месте в очереди стоит Украина. Россия по-прежнему заявляет о своем праве препятствовать будущему членству Киева в НАТО и ограничивать присутствие НАТО в Восточной Европе. На Западе принято считать это противостояние пережитком холодной войны, когда США, их европейские союзники и НАТО теперь борются с Советским Союзом в лице России, а Китай сохраняет нейтралитет. Но холодная война закончилась — и шансы на то, что такое видение приведет к решению, невелики. Интересы России и Китая в будущем Украины расходятся — стратегически и экономически. Опасения России по поводу потенциальной угрозы с территории Украины не имеют для Китая особого значения. У них противоположные интересы в экономическом плане. Россия хотела бы заполучить эти ресурсы. Китай этому воспротивился бы. Чтобы диверсифицировать свои цепочки поставок, Пекин импортирует из Украины железную руду, зерно, растительное масло, животные жиры и черные металлы и не желает, чтобы Россия взяла верх. Более десятилетия назад Китай и Украина заключили стратегическое партнерство, которому в июне 2021 года исполнилось 10 лет, и обе стороны приветствовали его. Но политика США способствуют сближению России и Китая по вопросу, в котором две страны не сходятся во взглядах. Посторонние не имеют доступа ко всей информации и разведданным, но США упустили возможность использовать их несхожие интересы. В будущем, по мере того как Россия и Китай будут взаимодействовать более согласованно, чтобы противостоять глобальной позиции США, Америке придется действовать благоразумнее.
Загрузка...