«Манхэттенский фестиваль короткометражного кино» в этом году выдался весьма интригующим. Работы режиссеров с первого кадра приковывают к себе все внимание зрителя: чувствуется, что борьба за первое место будет весьма напряженной.
Одна из самых серьезных работ фестиваля рассказывает о простом еврейском парикмахере, работающем в непростых условиях немецкого плена. Фестиваль в этом году стартовал 28 сентября и продлится до 8 октября. В этом году он юбилейный — XX по счету. Напомним, каждый год этот фестиваль отбирает лучшие работы режиссеров со всего мира и транслирует их также по всему миру — в этом году организаторы планируют, что фильмы увидит 100 тысяч человек в 250 городах земного шара. Каждый зритель получает возможность в выборе лучшего фильма и актера. Для этого ему выдаются специальные бланки — итоги будут подведены после всех дней показа. В нашем городе фестиваль транслирует кинотеатр «Смена». Теперь о работах. Их десять. И они настолько разножанровые, что в процессе переключения с одного на другой не успеваешь заскучать. Даже несмотря на то, что в паузах между фильмами каждый из режиссеров рассказывает о своей картине. И это, кстати, сделано также вкусно, как и сами фильмы. Так, например, новозеландские режиссеры короткометражки «Не навреди» говорят в своей презентации о том, что их работа о любви. И вот когда ты расслабился и готов к милой мелодраме, на экране вдруг во все стороны начинает хлестать кровища. Не будем раскрывать всех секретов. Скажем только, что речь в фильме идет о хирургической операции и главный герой там — доктор. Впервые в фестивале приняла участие Латвия с фильмом «Вперед». Милый и добрый, он чем-то похож на наши советские комедии, где всегда все хорошо заканчивается, а негодяи получают по заслугам. Актер, сыгравший главную роль, определенно получит огромное количество симпатий со стороны зрителей. Компанию ему составляет еще одна душевная короткометражка - испанская комедия «Идеальный день». Фильм о нас самих — о том, как мы любим идеализировать те события, которые еще не произошли, но непременно должны быть удачными для нас. Что в итоге получается? Кажется, ответ на этот вопрос у многих вызовет улыбку. Еще один испанский фильм - «По ту сторону» - совсем другой. Классический «ужастик». В нем есть все, что должно быть в работах данного жанра: загадка, нагоняемый в течение всей картины страх и пугающая развязка. В сюжете рассказывается о том, как после развода женщину одолевают подозрения, что муж желает отобрать у нее ребенка. Одна из самых серьезных работ фестиваля, как это часто бывает, на военную тему. «Надежда умирает последней» - британский фильм, созданный на основе жизнеописания Йозефа Пачинского, польского политзаключенного, который во время Великой Отечественной войны стал персональным парикмахером главнокомандующего лагеря в Аушвице. За восемь минут фильма показана всего одна стрижка. Но в каком напряжении она делается! Еще два серьезных фильма рассказывают о семейных ценностях. Так, в сирийской короткометражке Mare Nostrum (так называлось Средиземное море у древних римлян) отец решает облегчить жизнь своей дочери. Но в итоге его решение ставит жизнь девочки под угрозу. А в итальянской драме «Виола Франка» главная героиня восстает против традиции принудительного брака. Фильм основан на реальных событиях. Грузия также в первый раз приняла участие в этом фестивале. В фильме «Восемь минут» стареющий волшебник готовится к последнему сеансу магии накануне надвигающегося конца света. А в единственном анимационном фильме из всего списка победителей - «В двух словах» (Швейцария) — и любовь, и война, и весь род человеческий сплетаются в единый многогранный образ, который никого не может оставить равнодушным. Реакция зала в первый день фестиваля была такой, как будто люди не ожидали этого увидеть. Чувствовалось, что за каждым фильмом публика следила либо в напряжении, либо с большим вниманием. Кажется, зал даже боялся пошевелиться: никто не шуршал и не жевал, что редко можно наблюдать, например, на развлекательных картинах. Конечно, некоторые работы вызывали вопросительную реакцию: «И что?». Но это можно списать на ту недосказанность, которая непременно присутствует в короткометражных фильмах. Полноценный сюжет с четко очерченными мыслями и идеями всегда можно найти в полнометражных картинах. Эти же работы нужны не столько для развлечения, сколько для мысли. И нужного результата фестиваль достигает. Елена Окатьева lena.okatieva@yandex.ru