Сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы — это не встреча с гражданами в крае Высочина. Публика в Страсбурге по-другому восприняла слова Милоша Земана, когда он заявил об антироссийских санкциях по сути то же, что говорил дома. Там Земан не к избирателям обращался, он выступал на международном форуме от имени Чешской Республики. Это дело посерьезнее. Мир видит нас, потому что видит Земана. Его видит Россия, Украина и государства Европейского Союза. В данном случае, прежде всего, печально, что глава государства, которое на протяжении более 20 лет оккупировал Советский Союз, полагает: вооруженная аннексия Крыма — это свершившийся факт. Учитывая наш исторический опыт, скорее, можно было бы ожидать, что Земан выразит сочувствие стране, у которой сосед насильственно отобрал большую часть суверенной территории, что, разумеется, противоправно. (Унизительная эра советской оккупации Чехословакии как-то по-другому отпечаталась в сознании Земана или не оставила вообще никаких следов.) Но нет, вместо этого чешский президент перечеркнул произошедшее в 2014 году и сосредоточился на том, что санкции против России не работают, и их стоит заменить «диалогом между людьми на разных уровнях». По его личным представлениям, диалог может привести к компенсации Украине за Крым — например, «финансовой, или в форме поставок нефти или газа». Сделка. Не удивительно, что украинцы оскорбились. Насколько нам известно, слова Земана противоречат тому, что говорит чешское правительство, и правительственной внешней политике. Не было случая, чтобы министр иностранных дел или премьер лоббировали отмену санкций. Напротив, известно резюме представителей чешской власти, которые постоянно обсуждают внешнюю политику и в ноябре 2016 года пришли к единому мнению о том, что «нельзя говорить об отмене антироссийских санкций, пока не устранены причины, из-за которых санкции были введены». То же самое сказал Любомир Заоралек, подтвердив в ответ на вопрос журналистов, что и Земан разделял эту точку зрения. С тех пор позиция Чешской Республики в вопросе санкций официально не изменилась. Правительство отвечает за внешнюю политику, а президент республики представляет государство на международном уровне, однако в отличие от остальных политиков безответственно относится к выполнению своих функций. Мы просто не можем заставить мир разбираться в нюансах наших конституционных полномочий — глава государства в Страсбурге говорит от имени государства. Точка. Так что, призывая от нашего имени к отмене санкций (а это важная международная тема), Земан ведет себя неадекватно. Но его неадекватная позиция представляет нас миру. Примечательно, что, как и много раз в прошлом, когда Земан шел наперекор правительству, оно опять хранит молчание на протяжении нескольких часов. Это усугубляет не только видимую и фактическую раздвоенность нашей международной позиции, но и создает впечатление, что Земан в стране заправляет и что-то решает. Однако, за редким исключением, это не так — хотя бы потому, что на бумаге черным по белому прописаны все его полномочия. Опять ошибка? На практике все иначе: наше правительство, министры не комментируют Земана, поэтому действительно кажется, как будто он и есть настоящий начальник. Министры отмалчиваются, хотя им стоило бы высказаться, или даже помогают и вторят президенту. К Земану-начальнику постепенно привыкли и СМИ. Совещания «президентской команды» в Ланах становится настоящим медиа-событием, как будто там что-то решают. Когда Земан, например, «отвергает квоты» (на беженцев — прим. перев.), все издания об этом пишут, как будто у президента есть полномочия что-то принимать или отвергать. Когда Земан что-то хочет или не хочет, его мнение очень переоценивается, хотя возможности реализовать какое-то решение весьма ограничены. Те, кто на самом деле несет ответственность за решения, к сожалению, пассивны и даже смиренны. Земан ничего не решает, но говорит, а политики, которые решают и обладают полномочиями, слишком поддаются его влиянию. Все это одна из вредных тенденций нынешнего президентского срока, от которой нам стоит избавиться. Тенденция наиболее очевидна во внешней политике, которую Земан, даже не имея на то полномочий, резко переориентировал с Запада на Восток. Будущим правительствам и избирателям это должно стать предостережением. PS. Невозможно себе представить, чтобы в 90-х Вацлав Гавел, выступая на европейском форуме, говорил что-то противоречащее позиции правительства, хотя в мире он имел намного больший вес, чем Милош Земан. И все равно правительство Клауса — кстати, отчасти несправедливо — упрекало Гавела, что за границей он ведет себя слишком вольно. Если бы Гавел поступил так, как Земан, то бывшего премьера Клауса просто хватил бы удар.