На фоне истерии, связанной с неистовыми попытками выяснить, как Россия повлияла на выборы в США, размещая политическую рекламу в Facebook, американская газета The San Diego Union Tribune напоминает нам, что размещать рекламу на этой платформе для продвижения своей повестки дня могут, в принципе, все — в том числе и власти США. Занимающийся расследованиями журналист газеты Карл Прайн (Carl Prine) пишет, что, согласно учетным документам о расходах правительства США, в ходе двух избирательных кампаний в период с 2011 по 2016 годы американские госструктуры потратили почти 60 тысяч долларов на рекламу, предназначенную для русскоязычной аудитории. Основная часть этой суммы была потрачена на рекламу «Голоса Америки» (VOA), государственного информационного ресурса, основная аудитория которого находится за рубежом. Остальная часть денег шла на популяризацию американского консульства в Екатеринбурге. И в том, и в другом случаях эта реклама существенно отличалась от тех материалов, которые размещали в соцсетях русские — предположительно для нагнетания напряженности в «колеблющихся» штатах в период президентских выборов. За последние восемь лет по объемам рекламных материалов, предназначенных для распространения за рубежом и размещенных в Facebook госструктурами США (в том числе Госдепартаментом и Агентством США по международному развитию USAID), Россия уступала лишь четырем другим странам: Индонезии, Пакистану, Ирану и Афганистану. Радиостанция «Голос Америки», которая начала работать во время Второй мировой войны в ответ на нацистскую пропаганду, в последние годы борется за свою «идентичность» — свой имидж информационного ресурса. Когда администрация Трампа пришла к власти, персонал компании выразил обеспокоенность по поводу того, что «Голос Америки» станет рупором президента, используемым для пропаганды его повестки дня. Ранее в этом году «Голос Америки» в партнерстве с «Радио «Свобода»/«Свободная Европа» запустили новостной телеканал «Настоящее время» с ежедневным круглосуточным вещанием на русском языке в качестве ответа США на вещание широко распространенных российских государственных СМИ — телеканала RT и интернет-платформы Sputnik. Если сравнивать, то эти американские СМИ имеют гораздо меньший охват. Компания «Голос Америки», которую давно критикуют за неэффективность в противодействии российской пропаганде, не может размещать свой контент в российских новостных СМИ. Поэтому она, как говорится на сайте компании, действует, руководствуясь «стратегией с преобладанием цифрового вещания». После запуска телеканала «Настоящее время» издание The Economist сообщило, что российские операторы кабельного телевидения не предоставляют доступа к каналу — он доступен только со спутника. Неясно, в какой степени рекламные материалы в Facebook смогут способствовать продвижению контента «Голоса Америки». В России преобладающим влиянием пользуется не Facebook, а его клон — российская социальная сеть ВКонтакте, которая по некоторым подсчетам имеет вдвое больше пользователей и контролируется самым богатым человеком России, связанным с Кремлем. Более того, Роскомнадзор, российский медиарегулятор, недавно пригрозил заблокировать Facebook, если руководство соцсети не согласится хранить персональные данные российских пользователей на российских серверах.