Дело Белых

25.10.2017 21:41 0

Дело Белых

Сегодня, 25 октября, Пресненский суд Москвы продолжает рассматривать дело экс-губернатора Кировской области Никиты Белых, обвиняемого в получении взяток на сумму 600 тыс. евро.

Фото: ТАСС

Допрашивают свидетеля - генерального директора Нововятского лыжного комбината Руслана Цуканова, сообщает zona.media. С 2014 года он работал зам.гендиректора, с 1 апреля стал гендиректором решением совета директоров и до сих пор занимает эту должность. Также в 2012 году Цуканов был замгендиректора УК «Лесхоз», а в ноябре 2013 года стал гендиректором этого предприятия.

О роли Юрия Зудхаймера в этих организациях поясняет: тот является основным акционером НЛК.

Рассказывает, что ему известно про инвестиционные проекты и роли правительства области в согласовании этих проектов.

Прокурор: - Вам что-либо известно об оказании Белых покровительства в деятельности УК «Лесхоз»? Цуканов: - Дословно про покровительство я не могу рассудить… На встречах в правительстве, в том числе при участии Н.Ю., вопросы об участии УК «Лесхоз» и НЛК, они рассматривались... Прокурор: - Какое ваше общее мнение, заинтересован ли был Белых в реализации или нет? Цуканов: - Сложно сказать… Ситуация менялась. По УК «Лесхоз» все прекрасно понимали, и это есть в протоколах совместных совещаний, что инвестпроект этот, в таком виде, в котором он был на момент совещаний, реализовываться не может. Поясняет, что речь о совещании в феврале 2014 года. Уже тогда обсуждалась возможность исключения инвестпроекта по УК «Лесхоз» из перечня приоритетных: если никаких изменений в его реализацию внесено не будет. В июне 2013-го сменился собственник - Зудхаймер вместо Ларицкого. После анализа сложившейся ситуации стало понятно, проект не будет реализован «в таком виде». В случае исключения из перечня инвестпроектов компания станет терпеть убытки - ей выставили бы неустойку и расторгли бы договора аренды участков.

- То есть фактически компания осталась бы без леса и вынуждена была бы заплатить очень крупную сумму, — поясняет Цуканов.

Все эти вопросы доводились до сведения Зудхаймера. Менеджменту компании была поставлена задача проработать возможные варианты и дать предложение со стороны компании правительству области о возможных изменениях. Они изложены в письме о внесении изменений в концепцию.

Первые предложения были отвергнуты. В них шла о том, чтобы начать «пеностабилизированные работы» вместо строительства малоэтажных домов, а второе предложение — строение новой линии производства ОСБ-плит производительностью 250 тысяч кубических метров в год.

Эти заявки согласовывали с Вандышевым Сергеем Анатольевичем из департамента энергетики и промышленности Кировской области и Равилем Ахмадуллиным из департамента лесного хозяйства, говорит свидетель. Также по этим вопросам контактировали с Георгием Мачехиным, курирующим вопросы промышленности, а после кадровых изменений - с Михеевым Евгением Михайловичем.

- Ну и с Никитой Юрьевичем в процессе совещаний по инвестпроектам один раз отдельно обсуждали.

Говорит о встрече с губернатором 17 мая 2016 года: - Я согласовал время, потом позвонил собственнику, спросил, кто меня приглашает на встречу к Никите Юрьевичу, тема мне неизвестна; в курсе ли он. На это Зудхаймер сказал, что это по его договоренности с Никитой Юрьевичем, необходимо прийти и изъяснить все текущие проблемы предприятий.

На встрече были озвучены три вопроса: реализация инвестроектов УК «Лесхоз» и НЛК, ситуация по выводу из-под нагрузки котельной НЛК и положение дел в отношениях с налоговой службой области.

Цуканов объясняет, что в УК «Лесхоз» было устранено отставание финансирования инвестпроекта, организовано и запущено производство, поэтому была необходима «помощь и содействие» в реализации этого проекта. На предприятия были приглашены руководители департаментов, чтобы они «своими глазами увидели, что творится на этих площадках».

По выводу из эксплуатации котельной (входит в компетенцию муниципалитета) Цуканов сообщил, что никаких конкретных действий муниципалитетом и администрацией Кирова принято не было. Белых попросил еще раз написать ему письмо с изложением обстоятельств.

Прокурор возвращается к первому вопросу — обещал ли Белых помощь и определенные действия для его решения.

- Ну там я его поблагодарил за помощь, так как был в курсе его встреч в органах федеральной власти, в Минпромторге…

- Ну не моих встреч, а Михеева… — замечает Никита Белых.

Свидетель в курсе, что вопросы этих инвестпроектов обсуждались со стороны правительства Кировской области с министерстом лесного хозяйства и Минпромторгом. Со слов работников правительства области знает, что Белых лично общался с руководителями министерств и ведомств по вопросам реализации проектов. На одном из совещаний и Никита Белых сказал, что собирается встретиться с замруководителя федерального агентства лесного хозяйства на предмет внесения изменений по НЛК. Это был 2015 год.

Третьим вопросом на его встрече с Белых обсуждали проблемы НЛК с налоговой службой: у НЛК была задолженность по НДС порядка 80 млн рублей, которая возникла «в результате деятельности предыдущего собственника».

- Мы опасались, что нам насчитают большие суммы, которые придется выплачивать — те суммы, к которым мы никакого отншения не имеем, так как мы в тот период не работали, - говорит Цуканов.

Аналогичная проблема сложилась с УК «Лесхоз, о которой Цуканов сообщил губернатору. По словам Цуканова, Белых его рассказ записал, но реакции какой-то не было, губернатор ничего не пообещал.

Прокурор спрашивает о последствия этой встречи. Свидетель отвечает, что 23 мая на предприятие приехали замгубернатора Михеев, министр промышленности Вандышев; они провели мониторинг деятельности предприятий.

Через два дня в адрес Белых было направлено письмо по ситуации с котельной, после чего в июне 2016 года свидетеля пригласил замгубернатора Кузнецов Алексей; на встрече также был министр ЖКХ, с которым обсуждали варианты развития событий по котельной с учетом поручения от губернатора, которое он дал после поручения письма.

Прокурор спрашивает про Сысолятина. Это экс-директор НЛК, отвечает Цуканов. Лично с ним свидетель знаком, он «стоял у истоков начала реализации инвестпроектов НЛК и УК Лесхоз».

- Кроме того, он является фигурантом уголовного дела о незаконном возмещении НДС, который мы должны были заплатить по решение арбитражного суда. Одним из фигурантов дела.

О передаче денег Зудхаймером Белых свидетелю стало известно только из сообщений в медиа.

Прокурор спрашивает об участии предприятий в благотворительности или избирательной кампании по предложению губернатора или правительства. В избирательной кампании свидетель не участвовал. Благотворительностью помогали.

Как вспоминает свидетель, Никита Белых собирал все предпринимательское сообщество в апреле 2016 года с просьбой оказать посильную помощь в восстановлении храма и участии в других социальных проектах. Предприятия Зудхаймера тоже участвовали в этой встрече. Деньги направили, суммы назвать не может. После - участникам встречи направили письма, где были указаны банковские реквизиты и другая информация.

Владелец предприятий Юрий Зудхаймер об этих переводах знал, сумма согласовывалась с ним. «Навскидку скажу, что больше миллиона к 2016 году, потому что ситуация финансовая тяжелая была, а после встречи с губернатором мы сделали еще перечисления». Деньги перечислялись безналичным способом. О передаче наличных свидетель не знает.

Прокурор спрашивает, ради чего предприятия участвовали в избирательной кампании.
- Ну ради чего — это вопрос второй. Если обращается губернатор к предпринимательскому сообществу, если идет инициатива — как можно отказать? Конкретно в изибрательной кампании мы не участвовали, только в благоустройстве. 1,1 или 1,2 млн было в 2016 году потрачено, а в 2015 — 500–600 тысяч.

Прокурор возвращается к разногласиям НЛК с налоговой службой: задавал ли Белых какие-либо вопросы по налоговой на встрече, требовались ли ему какие-то уточнения? Свидетель говорит, что нет. На допросах физическое давление следователи на свидетеля не оказывали.

Прокурор: Вы говорите, что согласовали с Зудхаймером сам факт и сумму благотворительного взноса, а Зудхаймер говорит, что понятия не имел о проектах по благотворительности.
Судья снимает этот вопрос, потому что Зудхаймера в суде еще не допрашивали. Свидетель отвечает, что о размере взносов не говорили, а согласовывал Цуканов само участие предприятия в этом проекте, когда ему поступили письма из фонда.

Белых спрашивает, назывались ли на совещании сроки реализации проектов по фонтанам фасадам и тому подобному. Свидетель: - Насколько я уловил, в течение июня-июля. Лето, надо в ближайший период собрать сумму, чтобы эти инициативы реализовать.

Цуканов не воспринял озвученную на совещании 25 февраля 2014 года возможность об исключении проектов «Лесхоза» из списка приоритетных как угрозу.

- Оказывалось ли покровительство, были ли необычны отношения губернатора с НЛК и УК «Лесхоз»? - спрашивает Белых.

- Ну, покровительство - это размыто очень, но по УК «Лесхоз» решение должно было быть принято еще в конце 2013 гдоа. Оно принято не было, - отвечает Цуканов.

Говорит, что его задачей было обеспечить деятельность предприятия и предоставить всю информацию правительству и, единственное, при общении с тем же Михеевым и Вандышевым, мне говорили, что последнее решение будет за губернатором. Это была череда встреч, совещаний, совместной работы, которая затянулась.

- Мне только известно, что попытки сохранить инвестпроект предпринимались. Как наши, так и правительства.

Белых спрашивает, известно ли свидетелю случаи, когда директора предприятий или собственники хотели встретиться с губернатором, а в такой встрече им было отказано? Свидетелю не известно.

Белых просит подробнее объяснить об уголовном преследовнии Сысолятина. Прокурор сразу встает и возражает, поскольку вопрос не относится к существу. Судья снимает: «Будет Сысолятин, мы его и спросим».

- Осуществлялось ли со стороны правительства что-то, выходящее за рамки делового общения между правительством и предпринимателями? - спрашивает Белых.
- Это были рабочие, деловые отношения, ничего выходящего я не вижу. Сложность и медлительность взаимодействия по НЛК об этом говорит, везде бралась пауза для проработки того или иного решения, - отвечает Цуканов.

Адвокат Грохотов расспрашивает свидетеля про компанию «Ремигал Консалтндс Лимитед». Свидетель говорит, что эта компания должна НЛК болшую сумму денег в рамках переуступки долга по кредитам Сбербанка. Долг обеспечен залогом имущества Кировской области. Кому принадлежит компания, Цуканов не знает.

О передаче Зудхаймером каких-нибудь денег Белых свидетелю не известно.

Прокурор спрашивает, сколько Зудхуймер вложил в предприятия. Точную сумму назвать свидетель не может.

- На каком-то промежуточном этапе это была сумма порядка 67 миллионов долларов. На сегодняшний день само предприятие НЛК, имеет задолженность по всем кредитам, займам, долгам — порядка 80 миллионов долларов, - говорит Цуканов.

Цуканов говорит, что «предприятие само было готово полностью к банкротству, и никаких других там вариантов не было», потому что «в наследство от предыдущего собственника» досталось огромное количество проблем.

- Уставная цена «Лесхоза» была 10 тысяч рублей, а сколько вложил Зудхаймер туда? - уточняет прокурор.
Свидетель объясняет, что правительство вложило в предприятие 2 500 рублей, а вышло оттуда с 36 млн рублей, а Зудхаймер уже вошел туда, вложив 409 млн рублей.

Белых расспрашивает, каким образом и по каким договорам Зудхаймер инвестировал деньги в НЛК, платились ли проценты по заключенных НЛК договорам займа. Проценты предприятие не платило, еще в первый год у предприятия стояла задача рассчитатья по всем внешним долгам. Были ежемесячные платежи по 200 и 400 тысяч долларов, платились они в течение полутора лет.
Белых спрашивает, знает ли о Цуканов о налоговых проверках, которые насчитали пени и штрафы за неудержание процентов, которые не платились Зудхаймеру. Свидетель не знает.

В суде прослушали запись встречи Белых и Цуканова (ее делал последний). После прокурор спрашивает, как свидетель воспринял реакцию Белых на его жалобы. Свидетель говорит, что убедился: вопрос понятен губернатору, а реакции никакой особой и не было, кроме уточняющих вопросов. Прокурор зачитывает отрывки из нескольких других протоколов допроса Цуканова

Прокурор: - Когда вы шли на встречу к Белых, вы рассчитывали, что он может повлиять на прекращение налоговых проверок?

- Мне было сказано основным акционером изложить проблемы, чтобы по ним была помощь. Я так и сделал, - отвечает тот после раздумий.

Поясняет, что подразумевает под содействием: хотел, чтобы налоговой донесли, по-своему изложили, что все, что сейчас найдется [во время проверки] — это касается бывших собственников.

Белых уточняет у свидетеля, кому принадлежит фирма «Ремигал Консалтндс Лимитед». Цуканов говорит, что фирма была подконтрольна Зудхаймеру. Свидетеля отпустили.

Заседание закончилось. Процесс продолжится 1 ноября.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Что будет означать для зимних Олимпийских игр отсутствие российской сборной? Читатели Fox News: когда Байден говорит «успех», это значит «поражение» Еспресо: «Донбасс — колония России» 24 канал: премьер Эстонии захотела посмотреть, как живёт прифронтовой Донбасс Корреспондент: Украина перестанет публиковать авторов из России, Белоруссии и Армении

Последние новости