Nordwest-Zeitung: В вашей новой книге вы снова обращаетесь к истории вашего первого большого успеха, книги «Шпион, пришедший с холода», действие которой происходило в разгар холодной войны. Видите ли вы параллели с сегодняшним временем с новыми конфликтами между Россией и Западом?
Джон Ле Карре: Я думаю, что сравнение с холодной войной здесь не подходит. Сегодня у Америки другая роль. Америка по-прежнему безжалостно капиталистическая — на свою же беду — но это уже не защитник Запада. И уже нет конфронтации между социализмом и капитализмом. Я вижу в этом ожесточенное соревнование обеих сторон за одно место: Европу.
— В чем вы видите мотивацию русских?
— Одержимость российской стороны Европой безгранична. С одной стороны, они хотят. чтобы их рассматривали как европейцев, а с другой стороны, хотят показать европейцам. что они представляют собой нечто лучшее. Но в действительности мы платим, уверен я, огромную цену за то, что мы не протянули открыто руку России, когда Советский Союз лежал в руинах. Никакого плана Маршалла, никакой подробной картины нового мира. Тогда управляла лишь алчность: схватить то, что удастся схватить, растерзать падаль. Мы унизили Россию, что было фатально. Мы обесчестили медведя. А теперь Путин подогревает националистические настроения.
— Идет ли в новой книге речь о завещании целого поколения, которое выиграло холодную войну, но затем не смогло защитить западные ценности?
— Да. Сегодня необычно то, что на социальную демократию нападают одновременно как на Востоке, так и на Западе. Трампа и Путина объединяет это стремление, похоронить либеральную демократию. При этом нет ничего, что могло бы заменить ее. Будет создаваться лишь анархия, которая рождает демагогов.
— Является ли это для Запада сегодня самой большой опасностью?
— Да, я так считаю. Я опасаюсь за правду в нашем обществе. Меня пугает постоянное выхолащивание либеральных принципов в западном мире, что олицетворяет Трамп и что копируется в Европе. Как раз из Америки поступает стимул, чтобы все сделать неправильно. Поощрение алчности, жестокости, нерациональных актов мести. Трамп создал ядовитую атмосферу, которой подвергаемся все мы. Его нельзя игнорировать. Он не исчезнет в одночасье. Он выстраивает действительно страшную систему. Это обнадеживает популистов в Венгрии и Польше — и обостряет раскол между Востоком и Западом в Германии.
— Видите ли вы какое-то решение?
— Я верю в равенство шансов — через образование. Я верю в то, что разумное общество выбирает свои элиты демократическим путем и заботится о своих проигравших. Речь идет о том, чтобы привнести в политику человеческое сочувствие. Это может звучать банально, но решением могло бы быть, если бы порядочные люди нашли друг друга.
— Как это должно функционировать?
— Я думаю, что Трампа и его команду мы должны сегодня рассматривать как страну-изгоя. Я бы хотел увидеть, как американские первоклассные адвокаты надели бы свои робы и вышли на улицу. Они прекрасно знают, что Трамп нарушает законы. Нам нужен энергичный жест порядочных людей. Что-то, что показало бы: вот та граница, за которой мы больше не будем терпеть.
— Может ли европейская мечта стать объединяющей силой?
— Это единственное, что остается в настоящий момент.