В период, когда двусторонние и институциональные отношения Турции с ее западными союзниками складываются далеко не лучшим образом, президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что Турция и Россия не должны отдаляться от Европы. И хотя на первый взгляд кажется, что это успокаивающее заявление, обращает на себя внимание тот факт, что при взгляде из Европы Турция и Россия упоминаются вместе и рассматриваются в одном ряду. Эти мысли Макрон озвучил в своем выступлении в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). Режим чрезвычайного положения во Франции, который сохранялся на протяжении двух лет, наконец, прекращается, и ему на смену приходит новый «закон о борьбе с терроризмом». Некоторые круги во Франции критикуют и этот новый закон, утверждая, что он также будет иметь следствием ограничение свобод. Во Франции, где рожденные Великой французской революцией 1789 года ценности «свобода», «равенство», «братство» стали главным лозунгом в защиту основных прав и свобод человека, это нужно воспринимать нормально. Но если учесть, что эта страна подвергается террористическим атакам религиозных радикалов, то и введение нового закона о борьбе с терроризмом после отмены продолжавшегося в течение двух лет режима чрезвычайного положения тоже следует считать нормальным. Макрон в своей речи в ЕСПЧ выступил в защиту ценностей, которым придает значение Франция, и подчеркнул, что новый закон не будет подразумевать ограничения свобод, а, напротив, будет способствовать защите прав человека. Далее он сказал, что диалог с Россией не должен прерываться, при этом такого же курса нужно придерживаться с Турцией. Было подчеркнуто, что судьбы этих двух стран останутся связанными с Европой, вместе с тем никто не должен «давать уроки» другим. Тот факт, что президент Франции упомянул Турцию вместе с Россией во время своего выступления в ЕСПЧ, по сути прежде всего показывает, как во Франции и, следовательно, в Европе воспринимают ситуацию с правами человека в этих двух государствах. То, что в начале этого года Совет Европы принял решение о восстановлении миссии наблюдения за ситуацией в Турции, также позволяет утверждать, что с этой точки зрения Турцию и Россию рассматривают в одной корзине. Отношения России и ЕС переживают проблемный период в первую очередь из-за присоединения Крыма в 2014 году и создания нынешней ситуации на востоке Украины. Против России применяются санкции, и Европа занимает позицию в пользу сохранения этих санкций, пока не будет замечен какой-либо прогресс в связи с Украиной. Турция же в отношениях с ЕС обладает другим статусом. Турция — кандидат на полноправное членство, и с 2005 года мы продолжаем переговоры по этому вопросу. Хотя в этих переговорах в последнее время наблюдается застой, это не меняет того факта, что Турция — кандидат на вступление в ЕС. Таким образом, с точки зрения отношений Турции и России с ЕС эти две страны необходимо рассматривать с разных позиций. Несмотря на то, что не так давно, всего два года назад Турция сбила российский самолет, две страны сумели за короткое время преодолеть тот холод, который этот кризис создал в их отношениях. Россия и Турция, хотя они занимают разные позиции в Сирии, вместе инициировали процесс ослабления напряженности, начатый в Астане, вместе приняли решение о создании зон деэскалации в Сирии и вместе действуют в направлении реализации этого решения в Идлибе. Эти события показывают, что по крайней мере в контексте Сирии Турция и Россия смогли построить конструктивное сотрудничество. Вместе с тем решение Турции приобрести ракеты С-400 у России вызывает подозрение, что сближение, происходящее между двумя этими странами, может обрести и другие измерения. Здесь тоже, как и в случае отношений с ЕС, между Турцией и Россией нужно видеть существенную разницу. Турция — член НАТО, и свою оборону она обеспечивает в единстве и целостности с этим альянсом. Когда Россия и Турция, занимающие разное положение с точки зрения системы европейской и европейско-атлантической безопасности, демонстрируют единство в некоторых сферах, это кажется странным, поскольку ни одно другое государство в составе аналогичных институтов так не сблизилось с Россией, как Турция. В этих условиях и возникает вывод о том, что, исходя из некоторых критериев, Турция и Россия не отличаются друг от друга, это восприятие усваивается и набирает силу. Нужно быть внимательными.