По мере того как развивается китайский проект «Один пояс, один путь», новые государства приобретают все большее мировое значение. Взоры многих сейчас устремлены на Казахстан, который переживает модернизацию и благодаря своим экономическим и дипломатическим успехам превращается в регионального игрока. Сегодня Казахстан также находится на перекрестке политических и деловых интересов России, Китая, Ирана и Соединенных Штатов Америки. Страна под руководством Нурсултана Назарбаева играет важную роль в ООН, организации Исламского сотрудничества и Организации экономического сотрудничества и развития(ОЭСР). Государство, которое простирается на огромных территориях между Россией и Китаем, занимает в связи с этим ключевую геостратегическую позицию. Его экономическое положение все улучшается, поскольку иностранные инвестиции и структурные реформы меняют страну, и Астана больше не зависит от чужой помощи. Несмотря на то, что Казахстан располагает большими минеральными и энергетическими богатствами, в его программе развития до 2025 года основная ставка делается на развитие человеческого капитала. Казахстан стремится развивать образование, диверсифицировать экономику, строить современную инфраструктуру, ориентированную на бизнес, расширять пропускную способность автомобильных дорог и транспортных коридоров, а также развивать евразийский финансовый центр в Астане. Однако Казахстан сталкивается и с некоторыми трудностями. Суды низшей инстанции нередко не понимают или неправильно толкуют законы. Иностранные неправительственные организации и международные организации напоминают о необходимости установления в стране верховенства закона. Казахстан находится в нижней части Индекса восприятия коррупции, составляемого Transparency International, и занимает 131 место из 176. Поэтому Астане придется предпринимать жесточайшие меры для борьбы с коррупцией, тем самым увеличивая свои шансы на получение иностранных инвестиций. Руководство Казахстана понимает эти вызовы. В 2015 году президент Назарбаев предпринял сотни конкретных шагов для реализации пяти институциональных реформ, касающихся верховенства права, контроля над коррупцией, улучшения качества государственных услуг, обеспечения экономического роста и укрепления национального единства. Этот план заключается в реструктурировании государственных компаний, переходе к несырьевой экономике, привлечении иностранных инвестиций и создании транспортной инфраструктуры, которой завидовал бы весь мир. В этом Казахстану помогает Организация экономического сотрудничества и развития, заседание которой впервые прошло в Астане с 23 по 25 октября и продвинуло вперед процесс реструктуризации благодаря партнерской программе. Назарбаев объявил о третьей модернизации Казахстана в феврале и апреле этого года. Предполагается, что казахский язык будет переведен с кириллицы на латиницу (к 2025 году процесс должен быть полностью завершен). Это задумано как шаг к облегчению глобальной интеграции. С помощью сотен конкретных шагов руководство страны хочет снизить коррупцию в стране. Также, согласно плану, Астана превратится в главный финансовый центр Союза Независимых Государств и Нового шелкового пути. Астана станет особой зоной с отдельной судебной системой, базирующейся на английском обычном праве. Эта зона будет предназначена для предоставления услуг рынкам капитала и исламским финансистам и должна стать одним из 20 лидирующих финансовых центров мира. Примером для Астаны служит Международный финансовый центр Дубая (DIFC) и его международная деятельность, основанная на высоких этических и правовых стандартах. Конечно, вопрос нефтедобычи власти страны не отодвигают на второй план. Помимо расширения добычи на месторождении Тенгиз, Казахстан снова начал добычу на месторождении Кашаган. Сейчас Казахстан требует пересмотра национальных квот в рамках картеля ОПЕК, а также за его пределами. Внутренний договор ОПЕК действует до декабря 2017 года, а после этого срока в договоренности могут быть внесены изменения, в особенности из-за саудовской программы Vision 2030, представленной наследным принцем Мухаммадом бин Салманом. Астана рассчитывает на рост цен до 70 — 80 долларов за баррель, и Казахстану это многое дало бы. Его энергетический сектор процветает. За 25-летний срок казахстанской независимости Европейский банк реконструкции и развития выделил этому государству 200 миллионов евро на проекты в области солнечной и ветряной энергетики. Компания Vitol, крупнейший мировой независимый продавец энергоносителей, увеличила сумму сделки по авансированию поставок нефти до 5 миллиардов долларов. Вместе с тем Назабраев требует скорейшего и масштабного перехода к цифровой экономике СНГ. В этой экономической картине ясно просматривается и четкая дипломатическая составляющая. В начале июня этого года в Казахстане побывали российский президент Владимир Путин и его китайский коллега Си Цзиньпин, а также индийский премьер Нарендра Моди вместе с десятками других мировых лидеров. Все они собрались на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В это же время в Астане открылась международная выставка ЭКСПО-2017, в которой участвовало более сотни стран и миллиона посетителей. Продолжительные мирные переговоры тоже делают Казахстан новым центром мировой геополитики. Вскоре Казахстан заступит на пост председателя Совета безопасности ООН, и сейчас дружбы Назарбаева ищут лидеры многих стран, в том числе Соединенных Штатов. Американцы особенно заинтересованы в выстраивании хороших деловых и политических отношений с Астаной. Три сотни совместных казахстанско-американских предприятий и сотня американских фирм, работающих на рынке Казахстана, подтверждают стремление к развитию конкретных политических взаимоотношений. Казахстанское руководство пользуется своим географическим положением как определяющим принципом внешней политики и политическим символом независимого Казахстана. Назарбаев не раз открыто заявлял, что его страна является евразийской, находится между Востоком и Западом, и это делает из нее мост между Европой и Азией. Подобная идея лежит в основе мультилатеральной дипломатии Астаны, которая призвана поддерживать добрососедские и доверительные отношения Казахстана с соседями на всем евразийском пространстве. В то же время Назарбаев хочет защитить казахстанский суверенитет от традиционной российской гегемонии, поэтому диверсифицирует политические и экономические связи, ориентируясь на разные крупные центры власти: Китай, Соединенные Штаты и Европейский Союз. Новую дипломатическую силу из Казахстана делает не одно только его географическое положение, но и богатые природные ресурсы, этнический состав населения и форма правления. Поскольку у Казахстана нет прямого выхода в открытое море и ощутима нехватка коммуникационного ресурса, Назарбаев с самого начала вынужден развивать сотрудничество с Россией и Китаем, которые открывают Казахстану выход в мир. В экономике, где 70% экспорта приходится на нефть, обеспечивающую 40% бюджетных поступлений, диверсификация просто необходима. Когда в декабре 1991 года Назарбаев пришел к власти, его советская политическая элита была незаконна с национальной точки зрения. Он оставался сторонником реформированного Советского Союза даже после провала путча против Горбачева летом 1991 года, потому что понимал: в его новом большом государстве проживает много граждан неказахского происхождения. Большое русское меньшинство живет на севере страны, и вот уже много лет из-за этого сохраняется угроза русского ирредентизма. Кроме того, остаются нерешенными некоторые территориальные споры на границе с Китаем протяженностью 1533 километра. Свою роль играет авторитарная природа Назарбаева, которая всегда оказывала влияние на внешнюю политику страны. Большая часть международных организаций утверждает, что Казахстан не свободная страна, что она переживает трансформацию и гиперцентрализована, что в ее основе — тесные отношения президента, ее создателя, с ближайшими соратниками, тогда как остальные институты подверглись маргинализации. Также сам президентский круг — пример системы в духе неопатримониализма, в которой, правда, еще не до конца воцарилась семейственность, поскольку роль там все же играют рациональные экономические и административные интересы. Поэтому и выборы в Казахстане в целом не так важны, хотя являются свободными (по крайней мере в законодательные органы). Некоторые обозреватели считают, что элита пользуется внешней политикой для легитимации собственной власти, поскольку внутренняя политика не сумела покорить сердца и разум граждан. Вместо этого Казахстан формирует имидж государственной элиты, которая несет международную ответственность и пользуется поддержкой у себя дома. Внешняя политика намного более заметна, в целом менее затратна, чем внутренние программы, и имеет больший символический вес. Вместе с тем формируется казахстанская степная идентичность: казахи — мирный, открытый и либеральный в экономическом плане народ, который располагает региональными и мультилатеральными институтами.