Одной из самых крупных проблем Азии в сфере безопасности после окончания Второй мировой войны является потенциальная уязвимость поставок нефти через Малаккский пролив. Китай получает более половины своего импорта нефти с Ближнего Востока именно через этот пролив. Японский импорт почти полностью, на 90 процентов, осуществляется этим путем, а южнокорейский – на 80 процентов. Враждебный флот потенциально способен блокировать узкий водный проход между Малайзией и Индонезией, тем самым парализовав экономику этих крупных азиатских стран. В самом узком месте, недалеко от Сингапура, 900-километровый пролив, разделяющий Индонезию и Малайзию, имеет ширину всего 2,7 километра, образуя естественное препятствие. Это второе по величине уязвимое место для нефтяной торговли после Ормузского пролива между Ираном и ОАЭ. Пекин давно считает это место ахиллесовой пятой, впрочем, так же как Токио и Сеул. Это является одной из причин, объясняющих почему Китай строит базы в Южно-Китайском море и отправляет свои подводные лодки для патрулирования в Индийский океан. Цель Пекина состоит в том, чтобы расположить свои военные объекты как можно ближе к проливу и не допустить попыток со стороны потенциальных противников, таких как Соединенные Штаты и Индия, перекрыть канал поставок энергоносителей. Впрочем, некоторые аналитики полагают, что эта давняя угроза безопасности для Азии может в ближайшие годы смягчиться, поскольку таяние льдов вдоль российского Северного морского пути и в североамериканском Северо-западном проходе предлагает более короткий и менее дорогостоящий способ доставки нефти в Азию из России, Норвегии, Гренландии и Канады. Кроме того, глобальное потепление может облегчить поставки нефти в Китай с Аляски. «Арктический маршрут снижает риск нарушения графика поставок нефти для Китая, Японии и Южной Кореи. Ее поставки могут осуществляться через Северный морской путь, минуя Малаккский пролив с его проблемами безопасности», – рассказал в интервью Asia Times известный эксперт по проблемам Арктики Рокфорд Вейц, практикующий профессор, руководитель программы морских исследований в школе Флетчера при Университете Тафтса в Медфорде, штат Массачусетс. Северный морской путь пролегает вдоль арктического побережья России от Карского моря до Берингова моря. По словам Вейца, перемены будут происходить постепенно, на протяжении следующих 10-15 лет, причем все большее количество арктической нефти и газа будет поступать в Китай и другие страны Азии по полярному маршруту. В Бергиновом проливе между Россией и Аляской может образоваться еще одна уязвимая точка. Однако, в этом случае Вашингтон рискует разозлить Москву, если попытается препятствовать свободной навигации.
Ученые утверждают, что Арктика обладает крупнейшими в мире разведанными запасами газа и последними неразработанными запасами нефти на планете. По оценкам экспертов геологической службы США, запасы нефти в этом регионе составляют около 90 миллиардов баррелей. Они также считают, что в регионе имеется около 50 миллиардов кубометров природного газа и 44 миллиарда баррелей сжиженного природного газа. Однако Вейц отмечает, что запасы энергоносителей в таких районах как Гренландия, могут превышать существующие оценки. Если это правда, Арктика вполне может со временем потеснить Ближний Восток с его зависимостью от Малаккского пролива, в качестве основного поставщика сырой нефти странам Азии. «Нефть здесь имеется наверняка, вопрос лишь в том, каково ее истинное количество», – сказал Вейц, отметив, что Арктика по-прежнему недостаточно изучена, и что все еще продолжается разведочное бурение в быстро отступающем ледяном куполе и в районах, уже освободившихся ото льдов. Он предсказывает рост числа совместных проектов в области разведки и разработки нефтяных месторождений между Москвой и Пекином, особенно в нынешних условиях, когда мировые цены на нефть растут и оправдывают затраты на эти работы. Одним из направлений подобных усилий в ближайшее время, по мнению Вейца, будет Сибирское плато, которое, как известно, обладает значительным количеством нефти. Россия рассчитывает, что арктическая территория может содержать до 586 миллиардов баррелей нефти. Впрочем, эта информация пока не получила подтверждения. Северный маршрут короче южного Возможность перевозить нефть и газ из портов вдоль северного морского пути также снижает необходимость прокладки дорогостоящих трубопроводов через тундру для наземной транспортировки. Тот факт, что реки в российской Сибири текут на север и впадают в Ледовитый океан, также позволяет использовать эти водные пути для доставки нефти и других природных ресурсов в прибрежные порты. Аналитики подсчитали, что сообщение между Северной Европой и Китаем, Тайванем, Южной Кореей и Японией через Северный морской путь было бы на 40 процентов короче по расстоянию и потребовало бы на 20 процентов меньше топлива, по сравнению с южным морским маршрутом через Суэцкий канал и Малаккский пролив. Несколько меньшее, но сопоставимое сокращение расстояния и потребностей в топливе дает сравнение северного маршрута с другим южным путем – из Персидского залива. Данные российского НИИ Арктики и Антарктики показывает, что весь Северный морской путь был полностью свободен от льдов с июня по сентябрь 2017 года. Аналитики утверждают, что транзит для сухогрузов будет становиться все более комфортным, даже в зимние месяцы, когда имеет место наибольшая толщина льда. В настоящее время уже идет строительство нефтяных танкеров «ледового класса» с усиленными корпусами, которые могут двигаться по арктическим водам. Вейц утверждает, что в ближайшие годы потребуются более продвинутые сухогрузы этого типа, а также новые ледокольные суда. Государственные нефтяные компании и банки Китая подчеркнули свою заинтересованность в российских энергетических активах в Арктике и новом маршруте поставок, вложив немалые средства в гигантский 27-миллиардный завод по сжижению природного газа «Ямал СПГ» на севере Сибири. Азиатские покупатели составляют 54 процента рынка сбыта для продукции этого завода. В настоящее время новые китайские деньги уже вливаются в очередной проект «Арктика СПГ-2», который, возможно, будет даже больше, чем «Ямал СПГ». Опубликованный в конце января новый документ, посвященный арктической стратегии Китая, подтверждает заинтересованность Пекина в использовании арктической нефти и газа.
Тем не менее, одна черная туча все же зависла над новым маршрутом – возможность катастрофических утечек нефти. Арктические страны обладают ограниченным потенциалом ведения поисково-спасательных работ и меньшими возможностями в области ликвидации последствий разливов нефти с больших танкеров в этих удаленных, суровых и негостеприимных водах. «Впрочем, самый большой барьер, стоящий на пути добычи арктической нефти – это угроза разлива. Любая очистка в этом регионе будет значительно более трудоемкой, чем в случае со взрывом нефтяной платформы нефтяной платформы Deepwater Horizon», – рассказал Вейц, имея в виду историю с катастрофическим разливом нефти, принадлежащей британской компании British Petroleum в 2010 году в Мексиканском заливе, когда на морскую поверхность вытекло полмиллиона кубометров нефти, а сумма ущерба, нанесенного окружающей среде составила более 17 миллиардов долларов США. Потенциальный урон от аналогичной катастрофы в Арктике огромен, поскольку нынешние сухогрузы гораздо больше по объему, чем нефтеналивной танкер Exxon Valdez, который стал причиной самого опасного в истории разлива нефти на Аляске в 1989 году. Еще одним возможным источником разлива является само бурение скважин. Геологическая служба США сообщает, что 84 процента неоткрытой нефти и газа в Арктике находятся в море. Активисты в сфере охраны окружающей среды, такие как представители организации Greenpeace, утверждают, что в уже настоящее время имеют место разливы у российских нефтяных компаний в Арктике, только о них никогда не сообщают СМИ. Арктический Совет, межправительственный орган, который контролирует Арктику, и его восемь государств-членов подписали в 2013 году юридически обязывающее соглашение о сотрудничестве и обязательном реагировании на крупный разлив нефти. Впрочем, критики заявляют, что такие совместные шаги являются лишь началом и необходимы дальнейшие действия, учитывая отсутствие инфраструктуры, навыков и готовности к устранению крупных разливов нефти в арктических водах.