Никто не может с уверенностью сказать, кто стоит за покушением на бывшего российского агента Сергея Скрипаля в Соединенном Королевстве. В действительности существуют четыре возможности: попытка двойного убийства 66-летнего агента и его дочери могла быть предпринята по указанию Кремля. Но могли его взять на заметку и перестаравшиеся сотрудники российской Службы внешней разведки. Или это дело силовиков, вышедших из под контроля. Или, что тоже возможно, этот случай в конечном счете вообще не имеет ничего общего с Москвой.
Вероятен, очень вероятен первый вариант: этот случай идеально вписывается в сценарий российских секретных служб. Россия придерживается некой традиции, когда речь идет об убийствах по указу государства людей, неугодных Кремлю. Оппозиционер Борис Немцов был казнен в Москве прямо на улице. Попавший в немилость олигарх Борис Березовский погиб в результате мистического самоубийства. Нынешний случай напоминает об отравлении Александра Литвиненко. Тогда тоже применили нервно-паралитический яд. И местом преступления была Англия, и Литвиненко тоже был российским агентом, перебежавшим к британцам.
Угроза Путина: я достану вас везде
На этот раз, за несколько дней до президентских выборов в России, Владимир Путин этой попыткой убийства, вероятно, еще раз косвенно угрожает всем, в том числе и своим внутриполитическим противникам: я достану вас везде. К тому же он не чужд теорий заговоров. Его второе послание собственным гражданам гласит: смотрите, Запад снова впал в антироссийскую истерию. Это сделали не мы. На Москву якобы перекладывают ответственность за каждый разбойничий пистолет. Глава британского правительства Тереза Мэй отреагировала жестко. Во-первых, это соответствует ярко выраженной британской уверенности в себе в вопросах внешней политики. Во-вторых, так и должно было быть, поскольку ни одна страна не может позволить травить столько людей с помощью сильнодействующего яда полония в общественном месте. То, что США и ЕС выразили солидарность в этой сложной ситуации со своим партнером по НАТО Великобританией, было само собой разумеющимся шагом.
Важно, что будет дальше: от расследования Организации по контролю за химическим оружием не стоит ожидать многого. Возможно, в конце не будет принято никакого однозначного решения по поводу преступников. Но, независимо от доказательств того, была ли это Москва, следует констатировать дальнейшую эскалацию и без того напряженных отношений между ЕС и Кремлем. Об этом свидетельствует язвительная реакция Москвы.
Европейцам пора начать защищаться
Пока ЕС объявила санкции против России только из-за аннексии Крыма и войны на востоке Украины. Однако и вне границ бывшей советской империи Москва продолжает свою мрачную миссию. Кремль пытается подорвать доверие европейского населения к своим правительствам. Это и кибератаки на германский Бундестаг, и кампании с целенаправленными фейковыми новостями в соцсетях.
Настало время европейцам начать защищаться. Надо создать собственные возможности для защиты критически важных компьютерных сетей. Некоторые уже требуют, чтобы европейцы сами начали кибератаки против Москвы. Все это фатально напоминает холодную войну с ее балансом страха. Более целесообразными были бы меры против лиц из окружения Путина. Персональные санкции эффективны: так, например, Лондон подумывает о запрете въезда в Великобританию для политических закулисных руководителей и их жен. Тогда ЕС тоже придется присоединиться, чтобы определенные лица не могли въезжать в Шенгенскую зону для шопинга, катания на лыжах или пляжного отдыха.
К тому же ЕС следует проявить бдительность, когда русские инвестируют большие суммы в недвижимость, например, в Берлине или вкладываются в европейские компании. В будущем следует спрашивать: уплачены ли за эти деньги налоги по всем правилам? По каким каналам получены эти суммы? Не только в Германии, но и во многих других странах ЕС слишком долго смотрели сквозь пальцы на то, как люди Путина, получив нелегальным путем огромные деньги в своей стране, затем надежно прятали их в странах ЕС.