Около месяца назад, 23 июня, на сайте китайской Национальной атомной корпорации CNNC был опубликован тендер на строительство атомного ледокола. Проект, созданный по заказу китайской компании Maritime Nuclear Power Development, совместного предприятия, учрежденного корпорацией CNNP в качестве главного акционера, и Shanghai Electric в качестве одного из миноритарных акционеров, предусматривает строительство первого атомного надводного судна ледокольного типа в Китае. Подпись к изображению: Модель китайского ледокольного судна Xue Long, представленная в Гонконгском научном музее Описание проекта предполагает строительство «атомного ледокола и комплексного вспомогательного судна», другими словами, многоцелевого ледокола. Неудивительно, что среди перечисленных требований имеются характеристики атомного ледокола, а также способность выполнять другие связанные с этим миссии, таких как прокладка водных путей, операции по взлому ледяного покрова, поисково-спасательные операции, а также обеспечение энергетической и материально-технической поддержки. В судне будет использоваться модульная реакторная технология, разработанная CNNC. Linglong 1, третье поколение технологии небольшого модульного реактора находится в стадии разработки, и одним из ключевых направлений ее применения являются водо-водяные реакторы. В связи с этим в статье, опубликованной в газете South China Morning Post, говорится, что атомный ледокол, о котором идет речь, Xue Long 2, является вторым строящимся китайским арктическим ледоколом, и что реакторная технология, вероятно, будет иметь российское происхождение. Оба эти предположения были опровергнуты китайскими СМИ. Xue Long 2, разработанный в сотрудничестве с финской судостроительной компанией Aker Arctic, использует дизель-электрическую силовую установку, поставляемую материнской компанией Aker Arctic, АВВ. Хотя Россия является мировым лидером, как в области ледокольного строительства, так и в технологии водо-водяных атомных реакторов, несколько китайских источников подчеркнули необходимость разработки отечественных решений. Хотя двухцелевой характер этой технологии представляется вполне очевидным, некоторые китайские наблюдатели считают прямую связь между атомным ледоколом и будущими китайскими атомными транспортными судами ошибочной, или по крайней мере слишком упрощенной – и указывают на технические реалии, связанные с разработкой таких судов. Популярный китайский журнал Science and Technology Daily пишет, что атомный ледокол станет для Китая источником неоценимого опыта в области эксплуатации атомных судов. Кроме того, эксперт, процитированный в статье, заявил, что разработка и применение реакторных технологий в гражданских судах, являются необходимыми шагами в направлении их более широкого применения в транспортных судах и электроходах. И, наконец, в статье отмечается, что атомный ледокол позволит Китаю увеличить объем исследовательской деятельности в Арктике и укрепить свои позиции в международных арктических вопросах.
При рассмотрении последнего вопроса, следует отметить, что принадлежность ледокола остается неясной. В настоящее время ВМФ Народно-освободительной армии Китая (НОАК) эксплуатирует три ледокола в заливе Бохайвань, причем два последних судна введены в эксплуатацию еще в 2016 году. Единственный действующий гражданский ледокол, исследовательский корабль «Xue Long», принадлежит Арктическому научно-исследовательскому институту Китая (PRIC), который владеет собственной причальной и логистической базой в районе Пудун в Шанхае. Xue Long 2, предположительно, будет иметь ту же структуру собственности, что и его старший брат. На данный момент институт PRIC не имеет никакого отношения к новому атомному ледоколу и не участвует в проекте. Кроме того, в требованиях к проекту не указаны исследовательские возможности. Российский атомный ледокольный флот принадлежит компании «Росатомфлот», входящей в группу «Росатом». По структуре «Росатом» аналогичен китайской корпорации CNNC. Договор об Антарктике регламентирует деятельность атомных судов в регионе, а более легкие ледовые условия не требуют таких же ледокольных возможностей, которые необходимы в арктических водах. Кроме того, Арктика с ее новыми судоходными маршрутами, природными ресурсами и географическими особенностями полузакрытого океана, оправдывает необходимость в более многочисленном и совершенном ледокольном флоте, если Китай намерен увеличить свою исследовательскую и коммерческую активность в регионе. Кроме того, атомный ледокол, специально созданный для Арктики, освободил бы Xue Long 1 и Xue Long 2, чтобы они могли сосредоточиться на антарктических миссиях и обслуживать растущее число китайских научных станций в Антарктиде. Заместитель директора института PRIC Ли Юаньшэн сказал недавно в интервью China Science Daily, что «на данный момент расширение исследовательских возможностей Китая в Антарктике является более актуальным, если сравнивать два полюса Земли». Этот приоритет не является чем-то новым, поскольку в скором времени Китай будет располагать в общей сложности пятью исследовательскими станциями на южном континенте, в то время как в Арктике имеется лишь одна станция. В то же время, пополнение запасов на некоторых из антарктических станций может осуществляться по воздуху. Это относится к станции «Великая стена». Другие станции, такие как Чжуншань, требуют пополнения запасов морем. Китай также использует другие неполярные суда, например, исследовательское судно Хайнань-6, для проведения океанографических исследований в Антарктике. Таяние льдов в Арктике открывает новые возможности для добычи природных ресурсов, а также новые маршруты доставки. Северный морской путь, соединяющий Китай с Европой через российскую Арктику, постепенно становится все более рентабельным. Активизация коммерческой активности в этом регионе увеличивает нагрузку на российский атомный ледокольный флот, который с трудом удовлетворяет требования по ледокольному сопровождению кораблей. Кроме того, в китайском докладе, опубликованном в начале нынешнего года, говорится, что российский ледокольный флот находится в упадке, его суда устарели и страдают от недостаточного финансирования. Вполне возможно, что будущие китайские атомные ледоколы или плавучие реакторы сыграют важную роль для развития Северного морского пути. На сегодняшний день российские эскортные сборы являются серьезным препятствием для коммерческой рентабельности маршрута.
Хотя некоторые комментаторы ошибочно называют Xue Long 2 первым отечественным ледоколом в Китае, это правда, что он станет первым китайским полярным ледоколом. Эксплуатация полярных судов отечественной разработки и производства придаст Китаю большую мобильность и независимость в его полярной деятельности за счет расширения собственного полярного флота и опыта работы в условиях Арктики. Строительство нового полярного исследовательского судна служит дальнейшей легитимации китайской активности в полярных регионах, а также дает стране ценные рычаги международного влияния, поскольку Китай занимается научной и коммерческой деятельностью в сотрудничестве с другими странами. Ввод в эксплуатацию атомного ледокола послужит мощным стимулом для страны. Побочным преимуществом может стать как международный, так и внутренний престиж, которого Китай добьется благодаря этому проекту: технология ядерных двигателей является важным признаком технологической мощи, которым обладают лишь немногие страны, обладающие соответствующими институциональными, человеческими и политическими ресурсами. Китай будет второй страной в мире после России, у которой имеются подобные суда. А поскольку Китай стремится позиционировать себя как мировая держава, первостепенное значение имеет освоение передовых технологий и развитие морского сектора. Помимо чисто стратегической ценности, этот проект следует также понимать в рамках упомянутого технико-националистического императива. И наконец, новое атомное пополнение растущего ледокольного флота Китая, по-видимому, находится на пересечении широкого круга национальных амбиций. Само по себе наличие такого ледокола, несомненно, будет способствовать активизации полярной деятельности Китая. Кроме того, отечественное производство атомных кораблей станет важной вехой для морского сектора экономики и развития океанских технологий. Другими словами, идет ли речь о превращении в «великую арктическую державу», «великую морскую державу» или «великую научно-техническую державу», новый атомный ледокол отвечает всем этим требованиям.