26 июля исполняется 80 лет кинооператору Антолию Мукасею – народному артисту Российской Федерации, лауреату Государственной премии СССР. С 1962-го года профессиональная жизнь Анатолия Михайловича связана с «Мосфильмом».
Мукасей встречает юбилей, готовясь к очередным съемкам. Его супруга, режиссер Светлана Дружинина приступает к созданию новой серии киносаги о гардемаринах. В фильме «Гардемарины-4» хорошо известные нам герои вновь отправятся на приключения – причем, теперь со своими детьми. Представляя проект своего будущего фильма на майском питчинге в Министерстве культуры, Дружинина сообщила, что мыслит свои сериалы «Гардемарины» и «Тайна дворцовых переворотов» просветительскими, так как благодаря им зрители погружаются в историю России XVIII века. Эти картины отличает не только динамичная, увлекательная драматургия, но также высокая культура следования исторической правде – во всем, начиная от политического, социального фона, на котором разворачиваются сюжеты фильмов, заканчивая тщательным воспроизведением костюмов, интерьеров, среды обитания людей далекой эпохи.
Над созданием таких сложнопостановочных картин трудятся огромные команды, но главные помощники режиссера тут, конечно, художник и оператор. Мукасей – верный соратник режиссера Дружининой, вместе они сделали не только три предыдущих фильма о гардемаринах и восемь серий цикла «Тайны дворцовых переворотов», но и полюбившиеся зрителям картины «Исполнение желаний», «Сватовство гусара», «Дульсинея Тобосская», «Принцесса цирка». Их творческий союз столь же гармоничен, как семейный. Кажется, время не властно над этими красивыми людьми. Высокие, элегантные супруги Мукасей и Дружинина – частые гости премьер, фестивалей, кинематографических церемоний и прочих светских мероприятий. В 2013-м супруги отметили 55-летие совместной жизни. Их сын Михаил Мукасей продолжил династию и стал кинооператором.
Анатолий Мукасей родился в очень необычной семье. Его родители были ... разведчиками-нелегалами, жили в США. Очень долгий период дети – Толя и его сестра – не имели возможности полноценно общаться с родителями, видели их редко и каждый раз недолго. Детство Мукасея пришлось на годы войны, отрочество – на нелегкие послевоенные годы. Но желание стать киноопертором сформировалось у мальчика довольно рано: когда он учился в 3-м классе, отец подарил ему фотоаппарат, и возможность фиксировать жизнь на пленку захватила юного любителя. В 1957-м он поступил на операторский факультет ВГИКа. «Это был фантастический период для ВГИКа! – вспоминал Мукасей в телепрограмме «Линия жизни». – В эти годы там учились Андрон Кончаловский, Андрей Тарковский, Василий Шукшин, Эльдар и Георгий Шенгелая, Элем Климов... Из операторов – Георгий Рерберг, Александр Княжинский...Вел наш курс Александр Гальперин – оператор, который работал, например с Пырьевым. Институт был нам как дом родной».
Однокурсником и другом Мукасея был оператор Владимир Нахабцев, с которым они вместе сняли свои первые полнометражные игровые фильмы – «Дайте жалобную книгу» и «Берегись автомобиля». Два оператора-постановщика на одной картине – необычный случай. Впоследствии их часто спрашивали, как им работалось в дуэте. «Когда нас так искусственно объединили на фильме «Дайте жалобную книгу», у нас с Володей проблем не было, - отвечает Мукасей. - Мы договорились, что в какой-то день я сижу за камерой, а он ставит свет, а в другой день наоборот. Мы сняли фильм на одном дыхании». В ходе съемок «Жалобной книги» случилась первая в операторской судьбе Мукасея экстремальная ситуация: снимая вид на кратер вулкана, он чуть не вывалился из грузового самолета. Сейчас Анатолий Михайлович вспоминает об этом эпизоде с юмором. Впрочем, юмор, мудрость и спокойствие, говорят, всегда были ему присущи – а эти составляющие операторского характера очень ценны. Ведь каждая рабочая смена для оператора, в каком-то смысле, экстремальная ситуация. «У оператора сумасшедшая работа в физическом плане, - объяснял Мукасей зрителям, собравшимся на съемке передачи «Линия жизни». - У него нет ни секунды покоя. Если режиссер может позволить себе посидеть в креслице, то оператор – нет. У него нет паузы на съемочной площадке. Кадр сняли, давай следующий! Мизансцену с режиссером развести, свет поставить, движение организовать... Сняли? Следующий!»
А на режиссеров оператору Мукасею везло. Начинал он с Эльдаром Рязановым, потом снимал с Роланом Быковым и Алексеем Кореневым. «Большая перемена», «По семейным обстоятельствам», «Ловушка для одинокого мужчины» - эти замечательные фильмы до сих пор не сходят с телеэкранов. Их автор – режиссер Алексей Коренев, а за камерой во время съемок был Анатолий Мукасей. Персонажи, чьи реплики давно разобраны на цитаты, получились такими яркими, колоритными и запоминающимися во многом благодаря оператору. Снять так, чтобы было смешно, особое и очень трудное искусство. «Когда я только поступил на «Мосфильм», я пролез однажды на обсуждение какого-то сценария, которое вел со своими учениками Михаил Ильич Ромм, - вспоминал Мукасей в программе «Линия жизни». – И, как сейчас помню, в конце собрания Ромм сказал: «Ребята, никогда не снимайте комедии и музыкальные фильмы! Потому что они никому не нужны. Кроме народа». Так вот я, признаюсь, больше всего люблю снимать комедии и музыкальные фильмы».
К умению Мукасея передать комизм ситуации, помочь актеру создать забавный, характерный образ стоит добавить еще один его уникальный навык – навык работы с детьми. С Роланом Быковым их связывало не только творчество, но и дружба. Вместе они сделали фильмы, ставшие классикой нашего кино: «Внимание, черепаха!», «Чучело». Светлана Дружинина не раз вспоминала на встречах со зрителем, как Быков отвечал на вопросы, почему он работает с Мукасеем: «Потому что по нему дети лазают!» Дело в том, что Анатолий Михайлович – очень высокий человек. Ролан Быков не доходил ему до плеча, и само их появление вместе часто вызывало хохот. Остроумный Быков посвятил другу и соратнику эпиграмму: «У длинного всегда недлинный виноват. Прости мои грехи, высокий кинобрат».
Сам Мукасей считает, что с детьми в кино работать лучше, чем со взрослыми исполнителями. Хоть они и схватывают, по его наблюдениям, что и как устроено на площадке, в кадре дети сохраняют непосредственность реакций и действий. Урок рисования в фильме «Внимание, черепаха!» - просто визуальная сюита, акварельная зарисовка атмосферы: дети углубились в творчество, сопят, не замечают ничего вокруг... Виртуозно переводит оператор фокус с одного ребенка на другого, плавно панорамирует по классу, с документалистской чуткостью ловит эмоции на лицах первоклашек. В «Чучеле» найдена тонкая грань в изображении подростков – нет уже нежности, как в случае с малышами, но и в сочувствии им не отказано. Мучители Лены Бессольцевой не просто так стали жестокими, каждого дома ждут свои скелеты в шкафу. И, конечно, в «Чучеле» оператор Мукасей воспел Тверь (там снимались натурные сцены) в ее провинциальной прелести, тамошнюю Волгу, набережные – причем, все снималось поздней осенью, в пору непопулярную для кинопроизводственников.
Ролан Быков и Анатолий Мукасей сняли еще один фильм, который постигла, увы, нелучшая судьба – «Нос» по одноименной повести Гоголя. В 1977-м году советская редактура усмотрела в нем нежелательные аллюзии на современность и не выпустила фильм на экраны. Киноведам еще предстоит изучить этот «фильм будущего», как называет его Мукасей. Изучить и дать заинтересованному зрителю возможность познакомиться с ним.
А сегодня отрадно видеть, что Анатолий Мукасей снова в работе и в фаворе у коллег. 3 апреля нынешнего года, на XIV церемонии вручения Премии операторского искусства «Белый квадрат» Мукасей был удостоен премии «За вклад в операторское искусство». Вручала ему заветный квадрат Кристина Орбакайте, которую он снимал когда-то в фильме «Чучело».