12 сентября президент США Дональд Трамп издал новый указ, позволяющий вводить новые санкции против иностранцев в ответ на вмешательство в американские выборы, что является вероятной попыткой предотвратить продвижение двух двухпартийных законопроектов в Сенате, которые предусматривали бы значительные санкции против России. В новом распоряжении намешано всего. Согласно ему, министры должны готовить отчеты о вмешательстве после каждых американских федеральных выборов. В итоге новые санкции из этого указа существенно не меняют статус-кво, особенно относительно перспективы эффективного сдерживания российской агрессии. Хорошие новости: новый указ обязывает директора Национальной разведки по вопросам иностранного вмешательства подавать анализ, а генерального прокурора и секретаря по вопросам национальной безопасности — совместный отчет о последствиях любого иностранного вмешательства. Интересно, что новый указ не предусматривает передачу этих отчетов в Конгресс. Тем не менее, это, наконец, положительный шаг к внедрению практики этих отчетов. Во-первых, эти документы заказываются президентом, что является надежным способом обмена информацией с лидером, который раньше не проявлял желания даже признать, что вмешательство в 2016 году произошло. Во-вторых, это заставляет администрацию (на их собственное рассмотрение) отчитываться — хоть и не обязательно публично — об иностранном вмешательстве. Даже без прямой передачи этих отчетов в Конгресс, администрации будет трудно отрицать вмешательства, особенно со стороны России, на промежуточных выборах в ноябре. Разведывательное сообщество уже доказало свою способность прямо и объективно отслеживать российское вмешательство. Однако новый указ очень мало делает для того, чтобы прежде всего избежать вмешательства. Обновленной угрозы наложить санкции крайне недостаточно, чтобы продвинуться вперед в обеспечении какого-либо более мощного сдерживания, особенно России. Новый указ несколько более расширенный чем предыдущий, согласно которому санкции вводились только тогда, когда применялись киберметоды. Новый указ предусматривает введение санкций за любое вмешательство в избирательный процесс. Впрочем, расширенные критерии санкции более ограничены, чем санкции в отношении российской власти, которые администрация уже имеет в своем распоряжении. Стратегически трудно сказать, каким образом эти санкции могут вызвать более сдерживающий эффект для России и других стран, чем все то, что уже существует, учитывая тот факт, что введение санкций до сих пор зависит от воли администрации. Статус-кво здесь мало. Повторяемая президентом США болтовня о вмешательстве в 2016 году и странное поведение примирения с российским президентом Владимиром Путиным подрывала рациональные шаги администрации противостоять России. С любым другим президентом новый указ стал бы правильным шагом, частью комплексной стратегии по сдерживанию дальнейшего вмешательства. Главная драма накануне выборов в ноябре заключается в том — если не случится какого-то нового события уровня саммита в Хельсинки — способен ли Митч Макконнелл, лидер большинства в Сенате, использовать это двоякое распоряжение чтобы отложить одобрение законопроектов сенаторов Марко Рубио, Криса Ван Голлена, Линдси Грэма и Боба Менендеса. В ходе слушаний в банковском комитете Сената в течение последних двух недель стало понятно, что обе партии поддерживают более решительные действия, включая санкции, против России. Но сроки одобрения любого нового законодательного документа остаются неопределенными. Реакция чиновников с американских холмов на новое распоряжение изначально была относительно враждебной. Ван Голлен и Менендес немедленно провозгласили такое решение недостаточным для решения проблемы, а Рубио повторил необходимость внедрения законов о санкциях. Некоторым образом такие действия президента могут скорее разозлить, чем успокоить сторонников противодействия Конгресса России, что может иметь пагубные последствия в виде более вероятного принятия поданных законопроектов. Многое будет зависеть от того, насколько сильно их республиканцы-авторы, а именно Рубио и Грэм, будут проявлять свое лидерство. Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.