Культовая картина была создана усилиями «Творческого объединения писателей и киноработников киностудии «Мосфильм» и вышла на экраны страны в 1968 году.
Сценарист и режиссер фильма Михаил Швейцер сделал первую экранизацию романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок». Он признавался журналистам и зрителям, что «не хотел издеваться над Остапом», считая его умным, энергичным и обаятельным, «больше сочувствовал герою, чем смеялся над ним». В роли Остапа режиссер видел Сергея Юрского, а Шурой Балагановым не представлял никого иного, кроме Леонида Куравлева.
Однако Госкино потребовало провести кастинг. Образ Остапа на себя «примеряли» Александр Пороховщиков, Владимир Басов, Николай Губенко, Зиновий Высоковский, Борис Зайденберг, Владимир Ильин.
На роль Паниковского претендовали Георгий Вицин и Ролан Быков. Но на пробах режиссёр попросил Зиновия Гердта подыграть претендентам, что тот сделал блестяще, и вошел в кадр, а затем и в историю кино с этой ролью. Шуру Балаганова мог сыграть Вячеслав Невинный, но когда Швейцер утвердил Зиновия Гердта, всем стало ясно, что на роль Шуры Балаганова больше подходит Леонид Куравлев.
Корейко мог иметь облик Евгения Леонова, но худсовет предпочёл ему Евстигнеева.На роль Адама Козлевича, водителя «Антилопы Гну», Швейцер выбрал ленинградского актера Николая Боярского – дядю знаменитого Д'Артаньяна.
Съёмки фильма начались в 4-м павильоне «Мосфильма». Здесь усилиями декораторов построили гостиничный номер, в котором поселились герои фильма, прибыв в Черноморск. Снимали ленту и в среднеазиатской пустыне, и в Одессе, на берегу Черного моря, и в Юрьеве — Польском, и даже на совершенно пустом аэродроме в Тушино, где разыгрывалась финальная сцена перехода Остапом румынской границы. Критика встретила шедевр Швейцера неоднозначно. Многие ждали весёлой лёгкой комедии, но, оказалось, что Юрский играет « трагикомедию», причем играет ее глубоко, философски, «размышляя» над вечными вопросами бытия. В год выхода фильма на экран его посмотрели 30 миллионов зрителей.