Киев — В православии Киево-Печерская лавра с золотыми куполами, монастырь и катакомбы веками служили местом умиротворения, упокоения и молитвы. Сейчас она оказалась втянутой в конфликт между Украиной и Россией, охвативший и религиозную сферу.
Речь идет о том, сможет ли украинская церковь формально выйти из-под контроля России и стать новой независимой ветвью среди десятка с лишним православных церквей.
Но этот конфликт также свидетельствует о расширении поля битвы под знаменем национализма и политической идентичности, которые способствовали тому, что более четырех лет назад в пророссийских областях восточной Украины вспыхнул сепаратистский мятеж. За время войны погибло более 10,3 тысяч человек, а в 2014 году Москва аннексировала украинский Крым, что вызвало осуждение со стороны мирового сообщества.
Сегодня политические лидеры Украины добиваются полного освобождения Украинской православной церкви (УПЦ) от контроля России. Однако Москва использует свое огромное влияние в православном мире, чтобы не допустить раскола.
«Русская православная церковь не будет сидеть сложа руки и наблюдать за этим», — говорит архиепископ Климент (Вечеря), представитель Украинской православной церкви Московского Патриархата, входящей в состав РПЦ.
Независимость Украинской церкви — или «автокефалия» на церковном языке — мало что значила бы для верующих в повседневной жизни. Но для политических лидеров Украины и других стран она означала бы еще один важный символический шаг, знаменующий разрыв с Россией и освобождение от ее влияния на дела Украины.
Россия, в которой насчитывается самое большое количество православных верующих и которая в принципе считает себя лидером православного мира, категорически против этого плана.
«Для всего православного мира единственный предпочтительный сценарий — это сохранение единства», — заявил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков.
РПЦ даже сравнила предоставление независимости Украинской церкви с расколом христианской церкви в 1054 году, в результате которого она разделилась на православную и римско-католическую.
Теперь решение должен принять духовный лидер православных христиан мира — вселенский патриарх Варфоломей, резиденция которого расположена в Стамбуле или бывшем Константинополе, столице Византии. На этой неделе он может объявить, удовлетворена ли просьба Украины.
Более двух третей украинцев являются православными христианами. Но в соответствии с порядком, установленным более 300 лет назад, главный религиозный орган страны находится под властью Москвы, а не Киева.
«Прошу прощения за пафос, но речь действительно идет о контроле России над умами и душами украинского народа», — говорит Виктор Еленский, один из украинских законодателей, который в апреле, как и подавляющее большинство депутатов, проголосовал за обращение президента Петра Порошенко к Варфоломею с просьбой о признании независимой Украинской церкви.
С момента апрельского голосования к Варфоломею приезжали делегации украинского и российского духовенства, каждая из которых ходатайствовала о решении вопроса в свою пользу.
По данным расследования, проведенного информационным агентством «Ассошиэйтед Пресс» (Associated Press), Россия, пытаясь воспрепятствовать этому процессу, предприняла некоторые шаги, среди которых — кибератака на электронную почту главных помощников Варфоломея (сам вселенский патриарх электронной почтой не пользуется).
«Москва изображает Украину агрессором и преподносит стремление к автокефалии как наступление. Но для украинцев это — оборонительная позиция», — говорит Виктория Смолкин (Victoria Smolkin), доцент кафедры истории, российских и восточноевропейских исследований Уэслианского университета.
Публично россияне возражают, ссылаясь на сферу полномочий Вселенского патриарха. Такие вопросы, как предоставление автокефалии, по их словам, должны решаться не единолично Варфоломеем, а единогласно различными христианскими православными церквями.
Наблюдатели, занимающиеся проблемами православного мира, говорят, что причина разногласия лежит гораздо глубже. Она кроется в многовековой борьбе между Москвой и Константинополем за первенство среди 250 с лишним миллионов православных и в грандиозной стратегии Путин, цель которой — создать своему режиму имидж главного в мире защитника традиционных христианских ценностей.
«Константинополь не подотчетен Москве. Они — не партнеры, а конкуренты», — говорит Виктория Смолкин.
«Это действительно негативно сказывается на всех их попытках популяризировать свою роль в мире, на всем их, так сказать маркетинге», — говорит Джордж Демакопулос (George Demacopoulos), директор Центра православных исследований в Университете Фордхэм.
«Все это имеет реальные геополитические последствия, — добавляет он. — Особенно, когда существует такая фигура, как Путин, которому за этой демонстрацией международной мощи удается скрыть страдания своего народа».
Демонстрация Россией своей силы стала возможной по причине децентрализованной структуры православной церкви, которой не хватает такой центральной фигуры, обладающей абсолютной властью, как папа.
При этом Константинопольский патриарх среди других православных патриархов считается «первым среди равных». Его мнение — в силу традиции и исторически центральной роли Константинополя в формировании Восточной церкви — имеет больший вес.
«В самой концепции автокефальных церквей не должно быть светских властных амбиций», — говорит советник Варфоломея архидиакон Иоанн Хрисавгис (John Chrysavvgis).
Однако многие решения принимаются 14-ю православными церквями, входящими в состав Вселенской православной церкви. Границы их канонических территорий в основном совпадают с соответствующими национальными границами таких стран, как Болгария, Румыния и Россия. К их числу также относятся древние поместные церкви, входившие в состав Византийской империи, например, Александрийская православная церковь в Александрии (Египет).
Если украинская церковь станет 15-ой независимой церковью, то, скорее всего, начнется новая борьба за приходы и церковное имущество.
По словам Демакопулоса, на территории Украины находится не менее трети приходов РПЦ. Их потери будут значительными.
Венчает эти объекты церковного имущества Киево-Печерская лавра, или пещерный монастырь, расположенный в одном из самых престижных районов столицы на утесе, с которого виден Днепр.
Входя через его расписанные фресками ворота, погружаешься в мир, в котором можно встретить многочисленных монахов в черных облачениях, притихших коленопреклоненных верующих и более 100 религиозных объектов. В его центральной части расположен лабиринт катакомб, датируемых XI веком, которые стали последним пристанищем для некоторых из наиболее почитаемых фигур восточного православия.
Сейчас Лавра подразделена на две части. Верхняя лавра представляет собой историко-культурный комплекс, находящийся в ведении Министерства культуры Украины, а Нижняя лавра является действующим мужским монастырем — ее арендует УПЦ Московского патриархата.