Латвийская общественность отказывается реабилитировать нацистских преступников, которых государство выставляет героями. Некоторые политики тоже начинают менять свою позицию на этот счет. Историческое сообщество Латвии выступило против перезахоронения на Братском кладбище летчика Герберта Цукурса. В комиссии историков при президенте Латвии этот шаг сочли «нежелательным», передает портал Rubaltic. Вопрос о перезахоронении Цукурса начали обсуждать после прекращения уголовного производства по делу о возможной причастности этого персонажа к убийствам евреев в годы Второй мировой войны. В 1941 году летчик добровольно присоединился к подразделению латышской вспомогательной полиции Виктора Арайса, которое отличалось особой жестокостью. Цукурс стал одним из ближайших сподвижников командира и, по словам очевидцев, казни осуществлял с немалым энтузиазмом. Так, в ноябре 1941-го Цукурс курировал вывоз евреев из гетто в Румбеле, за которым последовал их массовый расстрел.
«Он ходил с «маузером» на прикладе и убивал всех отстающих от колонны стариков и больных на месте», - вспоминает один из участников тех событий.
Дело по статье «геноцид» Генпрокуратура Латвии вела больше 12 лет, и в итоге не обнаружила в действиях Цукурса «состава преступного деяния». Более того, после фактической реабилитации дочь летчика вознамерилась перезахоронить отца на Братском кладбище в Риге. Однако члены исторической комиссии при президенте заявили, что «решение Генпрокуратуры не меняет исторические факты и принадлежность Цукурса к команде Арайса». Понимая, что перезахоронение останков — шаг на пути к героизации «рижского мясника», они решили помешать этому.Фото: Братское кладбище в Риге/ wikipedia.org/ Nikodem Nijaki/ CC BY-SA 3.0 Попытки стран Балтии реабилитировать нацистских палачей спотыкаются о протесты жителей не впервые. Горячие споры звучали и вокруг одного из организаторов геноцида евреев в Литве Йонаса Норейки. Преступником его признала собственная внучка. А вот судьи, националисты и представители Центра исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы «доброе имя» Норейки старательно защищали, оправдывая жестокость генерала тем, что он находился в подчинении вышестоящих военных и был вынужден выполнять приказы. Однако подобная логика могла бы оправдать и ближайших сподвижников Гитлера, которые тоже лишь выполняли приказы. Несмотря на ненависть прибалтийских политиков к СССР, за попытки реабилитировать нацизм их стыдят даже собственные граждане. Реакция общественности привела к тому, что глава МИД Литвы Линас Линкявичюс внезапно призвал отказаться от увековечивания памяти Норейки - чтобы не краснеть перед мировым сообществом, отмечают авторы. Хотите больше новостей по теме? Кликайте и подписывайтесь на наше издание в Яндексе. Автор: Людмила Зайцева #прибалтика #страны балтии #нацисты #реабилизация нацизма
Загрузка...
Загрузка...