Россия и соломоново решение в Нагорном Карабахе

17.11.2020 21:10 0

Россия и соломоново решение в Нагорном Карабахе

Неделю назад Москва объявила о своем решении направить миротворческие войска в Нагорный Карабах, тем самым положив конец более чем полуторамесячным напряженным боям и нескольким десятилетиям спорадических вооруженных столкновений между проармянскими сепаратистами из Нагорного Карабаха и Азербайджаном. Выбор, сделанный российским руководством, напоминает библейскую притчу о соломоновом решении. Израильский царь Соломон мудро рассудил двух женщин, каждая из которых заявляла, что является матерью ребенка, судьбу которого предстояло определить царю. Соломон выявил их истинные чувства и отношение к ребенку, предложив разорвать ребенка на две части, чтобы каждая женщина получила половину. В глазах руководства Азербайджана вмешательство России в Нагорном Карабахе лишь отчасти является успехом. После нескольких недель непрерывных боев, вооруженные силы Баку обладали неоспоримым преимуществом, в том числе благодаря полученным из Израиля беспилотникам, которые позволяли уничтожать устаревшую советскую военную технику, используемую армянскими сепаратистами на территории Нагорного Карабаха и близлежащих районов. Освобождение Шуши 8 ноября и все более стремительное истощение проармянских сил предвещали полную и окончательную победу. Известие о введении миротворческих сил оказалось печальной новостью в такой момент, когда события, казалось, развиваются идеальным образом для Баку. Для Еревана известие о том, что Нагорный Карабах останется под контролем армян, также было частичным утешением. В результате армяне и сепаратисты из Нагорного Карабаха избежали возможного полного поражения, хотя размещение российских войск знаменует возвращение Шуши и многочисленных ранее оккупированных территорий на периферии исторической родины армян под контроль Азербайджана. Для России этот выбор также является нелегким, как с финансовой, так и с дипломатической точки зрения. Кроме того, роль миротворца предвещает многочисленные потенциальные неприятности на международном уровне. Начать можно было бы с того, что отныне Кремль фактически будет вынужден отвечать за защиту гражданского населения Нагорного Карабаха, поскольку вывод российских войск приведет к возобновлению военных действий, которые будут направлены против жителей района, причем с обеих сторон. Кроме того, Москва вновь окажется в глазах Запада деструктивной силой, и особенно в глазах так называемой Минской группы ОБСЕ. Дело в том, что Россия, Соединенные Штаты и Франция являются сопредседателями упомянутой группы, и присутствие российских миротворческих сил на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе означает, что Россия является единственной страной, от которой зависит урегулирование конфликта. Это дает Кремлю несомненное преимущество, которое Франция и Соединенные Штаты едва ли оценят. Наконец, в финансовом плане, обеспечение постоянного военного присутствия двухтысячного контингента сопряжено с немалыми материальными издержками. Москве придется вкладывать деньги в свои вооруженные силы на линии соприкосновения, не имея никакой возможности вывести их и не получая от этого ни малейшей выгоды, поскольку трудно предположить, что взаимная ненависть, существующая между двумя народами, исчезнет в обозримом будущем. Именно поэтому СССР (а затем Российская Федерация) крайне неохотно посылали свои войска в Нагорный Карабах во время и после войны 1988-1994 годов. Впрочем, в конечном итоге Кремль получит значительную косвенную выгоду от военного присутствия в регионе, где ранее этого присутствия не было, а также немалые доходы от экспорта оружия обеим противоборствующим сторонам. Армения в высшей степени заинтересована в том, чтобы придерживаться дипломатической позиции Москвы и по-прежнему закупать российскую технику, чтобы завоевать расположение Кремля и избежать вывода миротворцев. Азербайджан должен делать примерно то же самое, то есть приобретать еще больше российской военной техники, а также пойти на дипломатическое сближение с Москвой, чтобы получить ее одобрение на возвращение оккупированных территорий, пока остающихся под контролем армян. В отличие от истории с судом Соломона, ни армяне, ни азербайджанцы не готовы смириться с потерей Нагорного Карабаха. Таким образом, Россия входит в южно-кавказский регион, не зная, сможет ли она когда-нибудь выйти из него. Это может привести к непредсказуемым последствиям, как в рамках Минской группы, так и в двусторонних отношениях с Турцией, которая оказала дипломатическую и военную поддержку Азербайджану. В докладе ЦРУ «Нестабильность на Кавказе и вызов со стороны национализма», опубликованном в 1988 году, уже упоминались причины, которыми объяснялось нежелание Москвы вмешиваться в нагорно-карабахский конфликт. Среди этих причин выделялись две основные: неспособность Кремля нейтрализовать стремление армян и азербайджанцев восстановить полный контроль над этой территорией и значительные финансовые издержки, сопряженные с обеспечением мира. Направив свои миротворческие силы в Нагорный Карабах в ноябре 2020 года, включая 1960 военнослужащих, 90 единиц бронетехники, а также 380 единиц спецтехники и иного оборудования, Москва пошла вразрез с решением Кремля в 1994 году. Пока остается неясным, как отреагируют на эту новость Анкара и новая американская администрация. Поделиться...
VKTwitterFacebook0
Загрузка...
Загрузка...

Источник

Предыдущая новость

Русский медведь замахнулся на Северную Африку Кто же еще, если не Россия? Московские центры госуслуг отмечают седьмой день рождения France 24: Китай не оставит модернизацию ядерного арсенала — но считает, что США и России пора свои сократить «На Западе Москвы» объявляет для своих читателей новый фотоконкурс «Жил-был пес…»

Последние новости