Когда избранный президент Соединенных Штатов Джо Байден войдет в Белый дом на следующей неделе, его администрации предстоит в условиях жесткого цейтнота спасать знаковое соглашение о контроле ядерных вооружений с Россией. Договор СНВ-III, известный на Западе как New START, срок действия которого истекает всего через 16 дней после инаугурации Байдена, является последним крупным пактом о сокращении вооружений между давними противниками, чьи колоссальные ядерные арсеналы были главной угрозой глобальной безопасности во время холодной войны. Однако стремительно приближающимся крайним сроком для достижения компромисса проблема пролонгации СНВ-III не исчерпывается. Дело в том, что еще перед Новым годом напряженность между Москвой и Вашингтоном достигла апогея из-за обвинений в хакерских атаках, а также после того, как Байден поклялся занять самую жесткую позицию в отношении России. По мнению редактора отдела внешней политики издания «Коммерсантъ» Елены Черненко, которая внимательно следила за переговорами, ставки в связи с достижением соглашения весьма высоки. «Этот договор ограничивает вероятность каждой из сторон неверно истолковать намерения другой стороны, что, как мы видели, в годы холодной войны несколько раз ставило мир на грань ядерной катастрофы», – сказала она. Кроме того, любой вариант соглашения, скорее всего, окажет влияние на приоритеты государственных расходов в обеих странах, считает российский политический обозреватель Владимир Фролов. Пролонгация договора СНВ-III могла бы способствовать ситуации, когда как у Москвы, так и у Вашингтона будет «больше денег на здравоохранение за счет сокращения расходов на ядерные игрушки». Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений СНВ-III был подписан в 2010 году между тогдашним президентом США Бараком Обамой и его российским коллегой Дмитрием Медведевым. Документ предусматривает ограничение ядерных арсеналов каждой из держав 1550 боеголовками, а также ограничение количества пусковых установок и воздушных средств доставки. Безусловно, Байден будет стремиться одержать крупную и быструю дипломатическую победу в самом начале своего президентского срока. Однако не следует забывать, что он находится под давлением, и при малейшей возможности ему напомнят о предвыборных обещаниях быть жестким по отношению к России. Законодатели в Конгрессе потребовали наказания для России в конце прошлого года, когда пришли к выводу, что за масштабной кибератакой против правительственных органов и ключевой инфраструктуры стоят хакеры, поддерживаемые Кремлем. Это противостояние – всего лишь последний эпизод в череде столкновений по поводу конфликтов на Украине и в Сирии, а также обвинений в адрес России во вмешательстве в выборы. Тем не менее, позитивная риторика Москвы и Вашингтона по мере приближения истечения срока действия договора породила надежды на то, что контроль над вооружениями может стать одной из немногих, и едва ли не единственной сферой, где возможны компромиссы между стратегическими соперниками. Новый советник Байдена по национальной безопасности Джейк Салливан заявил в начале января, что избранный президент поручил сотрудникам своей администрации рассмотреть вопрос о продлении договора СНВ-III в первоочередном порядке. В Москве президент России Владимир Путин в свою очередь предложил продлить договор на один год без предварительных условий и поручил министру иностранных дел Сергею Лаврову обсудить это предложение с американскими партнерами и получить ответ «по существу вопроса». Бывший советский лидер Михаил Горбачев, большой поборник соглашения о контроле над вооружениями с Соединенными Штатами в эпоху холодной войны, заявил на этой неделе, что ожидает от Байдена пролонгации соглашения и призвал обе стороны «начать переговоры о дальнейших сокращениях вооружений». «Россия официально заявляет на самом высоком уровне, что хотела бы продлить договор на пять лет без каких-либо предварительных условий», – сказал политический обозреватель Фролов. Москва, по его словам, выступает за пролонгацию, потому что это позволило бы России постепенно модернизировать свои ядерные силы посильными и умеренными темпами, не бросаясь в гонку вооружений. Он также добавил, что едва ли Россия станет саботировать переговоры только для того, чтобы выставить Байдена слабым в начале его президентства, и выказал уверенность, что Кремль «совершенно не заботят победы Байдена». Для Путина продление СНВ-III – не проблема, сказал Фролов. В прошлом году переговоры с администрацией уходящего президента Соединенных Штатов Дональда Трампа забуксовали из-за американских требований, чтобы Китай вошел в число участников соглашения. Однако Пекин, чей ядерный арсенал значительно уступает в количественном отношении российскому и американскому, не проявил ни малейшего интереса к участию в переговорах. Это требование было акцентировано в крайне неловком эпизоде в июне прошлого года, когда американский представитель на переговорах по контролю над вооружениями в Вене разместил в Твиттере фотографию китайского флага напротив пустого стула. «Китай так и не появился», – написал специальный представитель президента США по контролю над вооружениями Маршалл Биллингсли, хотя Пекин и не должен был присутствовать на переговорах. С наступлением эпохи Байдена подобный тон переговоров, грубо попирающий все традиции дипломатии, скорее всего, уйдет в прошлое, полагают аналитики. «Сейчас в Соединенных Штатах есть взрослые люди во внешней политике, так что даже при наличии серьезных разногласий и сфер неизбежной конфронтации, возможно, контроль над вооружениями – единственное направление, где Москва и Вашингтон могут пойти на компромисс, тем самым сделав мир немного безопаснее», – сказала Черненко. Хотя и Вашингтон, и Москва сигнализировали о позитивном исходе переговорного процесса до 5 февраля, когда истекает срок договора СНВ-III, главный вопрос – что будет дальше. Это момент, когда Россия придет к столу переговоров с большим портфелем претензий и требований», – предупредила Черненко. Поделиться...
VKTwitterFacebook0
Загрузка...
Загрузка...