В свежем докладе аналитического центра по невмешательству при Институте ответственного государственного управления имени Квинси корни нынешнего ухудшения отношений между США и Россией и противостояния из-за Украины прослеживаются до 1990-х и администрации Билла Клинтона. Нынешним «дебатам» в обществе и прессе крайне не хватает даже элементарных исторических знаний и контекста последних тридцати лет после распада Советского Союза. Даже в повседневных разговорах с друзьями, родственниками или соседями нередко звучат обвинения в российском «империализме» и «агрессии» — будто холодная война до сих пор не кончилась, или, что еще хуже, будто Путин, как полагают некоторые, олицетворяет возрожденный царизм и новую империю. Но Тед Гален Карпентер из Института Катона и Института ответственного государственного управления имени Квинси изложил подробно четыре крупные провокации Запада, которые привели к непрекращающуюся украинскому кризису 2.0. Сегодня Кремль требует, чтобы НАТО отказалась от дальнейшего расширения на Восток. Переговоры о гарантиях безопасности начнутся 10 января в Женеве. «Односторонние, корыстные обвинения в адрес России неизменно игнорируют многочисленные западные провокации, имевшие место задолго до того, как Москва приступила к подрывным мерам», — пишет Карпентер. «В действительности ухудшение отношений Запада с посткоммунистической Россией началось при президентстве Билла Клинтона». Ниже приводится фрагмент доклада Институте ответственного государственного управления, где перечисляются и объясняются четыре провокации Запада, приведшие к сегодняшнему кризису между США и Россией. Провокация номер 1: первое расширение НАТО на восток В своих мемуарах «Госпожа госсекретарь» бывший посол США в ООН и госсекретарь Мадлен Олбрайт заметила, что поддержать желание стран Центральной и Восточной Европы вступить в НАТО администрация Клинтона решила еще еще в 1993 году. В 1998 году в альянс влились Польша, Чехия и Венгрия. Олбрайт признала, что президент России Борис Ельцин и его соратники таким развитием событий были крайне недовольны. Реакция России была понятна: расширение нарушило неформальные обещания Москве от администрации Джорджа Буша, когда Михаил Горбачев согласился не только на объединение Германии, но и ее членство в НАТО. Подразумевалось, что в ответ на этот жест НАТО не двинется дальше восточной границы объединенной Германии. Провокация номер 2: военное вмешательство НАТО на Балканах Воздушная война НАТО 1995 года против боснийских сербов, добивавшихся выхода из недавно созданной Боснии и Герцеговины, и заключение Дейтонских мирных соглашений сильно разозлили правительство Ельцина и русский народ. Балканы как регион уже несколько поколений представляют для Москвы значительный религиозный и стратегический интерес, и русским было унизительно бессильно наблюдать, как свою волю там диктует альянс под руководством США. Четыре года спустя западные державы учинили еще более серьезную провокацию, вмешавшись на стороне повстанцев-сепаратистов в беспокойном сербском крае Косово. Отделение этой провинции от Сербии и передача ее под контроль ООН не только создали нездоровый международный прецедент, но и продемонстрировали полное пренебрежение к интересам и предпочтениям России на Балканах. Решения администрации Клинтона о расширении НАТО и вмешательстве в дела Боснии и Косово стали решающими шагами на пути к новой холодной войне с Россией. Отрицательную роль американского вмешательства на Балканах в отношениях России и США и Запада вообще описал бывший посол США в Советском Союзе Джек Мэтлок-младший (Jack Matlock Jr.): «Доверие россиян к США было подорвано. В 1991 году по опросам около 80% россиян относились к США положительно; в 1999 году почти такой же процент высказывался уже отрицательно». Провокация номер 3: последующие волны расширения НАТО Не удовлетворившись противодействием Москве со стороны администрации Клинтона, продвигавшей НАТО в Центральную Европу, администрация Джорджа Буша сагитировала союзников предоставить членство остальной части ныне несуществующего Варшавского договора и трем прибалтийским республикам в придачу. Принятие в альянс Прибалтики в 2004 году резко усилило военное вторжение Запада. Эти три маленькие республики не только входили в Советский Союз, но и провели значительную часть своей истории в составе царской России. Россия была на тот момент слишком слаба, чтобы ответить чем-то кроме вялых дипломатических протестов, но гнев в адрес Запада с его заносчивостью и пренебрежением к интересам Москвы в области безопасности продолжал назревать. Расширение НАТО до российских границ было далеко не единственной провокацией. США все активнее подключились к развертыванию на территории новых членов альянса вооруженных сил на ротационной основе. Даже министр обороны Джорджа Буша Роберт Гейтс выразил обеспокоенность, что такие действия создают опасную напряженность. Речь Путина в феврале 2007 года на ежегодной Мюнхенской конференции по безопасности показала предельно ясно, что терпеть высокомерие США и НАТО Кремль больше не намерен. Как всегда оторванный от реальности Буш даже попытался обеспечить членство в альянсе для Грузии и Украины — причем его преемники проводят эту политику, несмотря на сопротивление со стороны Франции и Германии. Провокация номер 4: отношение к России как к явному врагу на Украине и в других странах Однако западные лидеры не восприняли предупреждения Путина с должной серьезностью. Провокации по ряду направлений продолжились, а в некоторых случаях даже усилились. В начале 2008 года США и ключевые державы НАТО обошли Совет Безопасности ООН (и право вето России) и предоставили Косово полную независимость. Три года спустя администрация Барака Обамы ввела российских официальных лиц в заблуждение насчет истинных целей якобы «гуманитарной» миссии ООН в Ливии, убедив Москву воздержаться от своего вето. Миссия быстро вылилась в войну под руководством США за смену режима и свержение ливийского лидера Муаммара Каддафи. Вскоре после этого США вместе с единомышленниками на Ближнем Востоке развернули кампанию, чтобы свергнуть в Сирии российского клиента Башара Асада. Кроме того, последовало вопиющее вмешательство США и ЕС во внутреннюю политику Украины. Несправедливо судить об агрессивных и дестабилизирующих действиях России — аннексии Крыма, непрекращающейся военной интервенции в Сирии, поддержке сепаратистов на востоке Украины и попытках вмешательства в политические дела других стран — не признав массы собственных злоупотреблений, им предшествовавших. В начале новой холодной войны во многом повинен Запад, а не Россия. * * * Вероятно, некоторые из выше приведенных аргументов станут предметом обсуждения на встречах официальных лиц России и США-НАТО в Женеве в ближайшие недели. Хотя руководство США может притвориться, что не помнит об этом, совершенно очевидно, что российская сторона ничего не забыла и отказываться ни от чего не желает. Так, в своих последних комментариях в пятницу министр иностранных дел России Сергей Лавров как раз подчеркнул, что евроатлантические державы неоднократно себе противоречили и нарушали ранее взятые на себя обязательства. «Наши предложения нацелены на создание и юридическое оформление новой системы договорённостей, основанной на одобренном единогласно лидерами всех государств Евро-Атлантики в 1990-е годы принципе неделимости безопасности и отказе от попыток добиться военного превосходства. Я хотел бы подчеркнуть, что нам нужны юридически обязывающие гарантии, поскольку наши западные коллеги систематически не выполняют политические обязательства, не говоря уже о заверениях и обещаниях, данных советским и российским лидерам», — заключил Лавров.
Загрузка...