Она посвящённая творчеству легендарного фронтового фотокорреспондента Великой Отечественной.
Ольга отправилась на линию огня в 1943 году и вместе с 3-м Украинским фронтом прошла войну до самой Вены. Снимки Ландер отправляют зрителя на передовую, где вопреки всем трудностям работала женщина-фотокорреспондент. Организаторы рассказали об одной из работ мастера, представленных на выставке, – снимке «Концерт на передовой», в особой любви к которому признавалась сама Ольга Александровна.
На снимке – эпизод из фронтового выступления концертной бригады Анны Аксёновой. Тогда, в апреле 1944 года, сразу после очередного боя солдаты собрались на скоротечном отдыхе, чтобы посмотреть на подготовленный для них подарок от артистов. Впереди – освобождение Одессы, а пока Ольга Ландер, продвигающаяся вперёд вместе с наступающими частями Красной Армии, запечатлела короткий мирный момент между боями.
Перед зрителем широкая панорама солдатского отдыха с несколькими «ложами» – танками. Танк на переднем плане выполняет роль сцены, на котором и выступают участники бригады Аксеновой. Всё остальное пространство заполнено людским морем.
Во время Великой Отечественной войны на фронте давали представления более 3,5 тысячи концертные бригады (а по-другому – театры) с певцами, музыкантами, актёрами и даже артистами цирка. В концертных бригадах состояло 42 тысячи представителей искусства. У крупных театров, например, Ленинградского драмы имени Пушкина или Малого театра были свои собственные «фронтовые филиалы». Существовал даже отдельный оперный фронтовой театр. Деятели сцены ездили к бойцам на фронт и в госпитали, заряжали свою аудиторию энергией, дарили радость и утешение, приближая Победу.
Работа подобных коллективов была подчинена строгим условиям военного времени: от бригад требовалась мобильность и способность выступать на линии фронта в самых разных условиях: от палубы корабля до лесной поляны или землянки. Кроме концертов некоторые театры давали постановки публицистического характера, связанные с конкретными боевыми задачами.
«За годы войны мной сделаны тысячи кадров, но из них я люблю больше всего не боевые эпизоды, а очень спокойный снимок, – рассказывала о "Концерте на передовой" сама Ольга Ландер. – Может, потому этот снимок так мне дорог, что в нём было что-то от уже почти забытой мирной жизни, о возвращении к которой мы тогда все так мечтали». Фото «Концерт на передовой» стало впоследствии классикой и разошлось широкими тиражами в разных изданиях.
Выставка «Ольга Ландер. Дополненная реальность войны» проходит в Музее Победы на Поклонной горе с августа этого года. Это не просто собрание снимков талантливого фотокорреспондента, но и особый женский взгляд на войну, который будет интересен не только историкам или ценителям искусства, но и самой широкой аудитории. Особенностью выставки стало использование концепции дополненной реальности, в рамках которой обладатели специального приложения на гаджетах, могут получить расширенную информацию о той или иной представленной фотографии.