Недавно издание BuzzFeed опубликовало статью, где рассказывалось о закулисных попытках российских и американских дипломатов положить конец взаимной высылке сотрудников посольств России и США. По некоторым сообщениям, американские чиновники положительно реагируют на сигналы Москвы о готовности положить конец ссоре и с нетерпением ждут того момента, когда можно будет «перевернуть страницу» и наладить отношения. Хотя никто не станет противиться попыткам наладить отношения, давайте все же не будем заблуждаться по поводу того, кто именно одержит победу в этом противостоянии. «Положить конец ссоре» — это именно то, чего добиваются русские, потому что они уже выиграли. В результате высылки сотрудников посольств США потеряли гораздо больше, чем Россия, и, что еще хуже, Америка согласилась на требование русских — на котором Москва давно настаивала и которое Вашингтон долгое время отвергал — о том, чтобы весь процесс взаимодействия проводился на условиях абсолютного равноправия. Когда я работал в ЦРУ я заметил одну тенденцию: в 2016 году — как и в 2001, 1994 и 1986 годах — США пытались наказать Россию, но не справились с этой задачей, в конечном итоге признали свое поражение, в результате чего положение России стало лучше, чем оно было в самом начале. Давайте вспомним, как выглядела последняя попытка США «наказать» Россию. Как мы знаем, в 2016 году Россия провела многостороннюю атаку, целью которой была дестабилизация нашей демократической системы и нанесение ущерба нашему авторитету на международной арене. Ежедневно поступают новые данные о масштабах российской атаки, и этот скандал продолжает нарушать естественный ход нашего политического процесса. Денис МакДоноу (Denis McDonough), бывший глава аппарата администрации президент Барака Обамы, назвал российскую кампанию атакой, направленной в «самое сердце нашей системы». Некоторые обозреватели даже назвали ее «преступлением века», а сенатор Марк Уорнер (Mark Warner) отметил, что его попытки расследовать эту атаку представляют собой «самое важное начинание в моей карьере». С какими последствиями столкнулся Кремль в результате своей бесцеремонной атаки на нашу систему? После серии высылок стороны договорились занять позицию, которая была сформулирована в заявлении Госдепартамента от 31 августа под названием «Достижение паритета в дипломатических миссиях» и в рамках которой закрепляется нынешний статус-кво, а стороны начинают предпринимать попытки для налаживания отношений. В 2006 году в американской миссии в Москве было почти 1,8 тысяч сотрудников. Сегодня их осталось всего 455. Президент Барак Обама сократил число российских миссий в США с 490 о 455. Поскольку Россия отказывается брать американцев на работу в свои дипломатические миссии, у самой сильной и влиятельной страны в мире меньше американцев в России, чем у России — дипломатов в США. Кроме того, у России больше дипмиссий в США. Что еще важнее, Россия наконец добилась того, чтобы наши страны рассматривали все взаимодействия сквозь призму взаимности. Все прежние администрации США отвергали этот принцип, являвшийся частью попыток России заставить США и другие страны принять такую модель мира, которая подразумевает существование равнозначных сфер влияния. То есть мы проиграли. Единственная цель Владимира Путина — одержать победу на президентских выборах 2018 года, сделав так, чтобы ничто не помешало ему заранее спланировать их итоги. Сокращение числа наших дипломатов и сотрудников разведки существенно упростит задачу Путина. Вина за это лежит как на администрации Обамы, так и на администрации Трампа. Администрация Обамы регулярно проводила секретные совещания и дискуссии на протяжении второй половины 2016 года, однако ее членам так и не удалось выработать подходящий ответ. Все попытки рассмотреть варианты действий и взвесить возможные последствия приводили только к заламыванию рук и бездействию. Стоит отметить, что в данном случае простых решений не было, и такое смятение было вполне закономерным следствием попыток США определить, как именно можно сдерживать, отражать и отвечать на атаки в условиях нового мира кибервторжений. Однако к декабрю 2016 года, уже после победы Дональда Трампа, администрация Обамы объявила о принятии ряда мер, которые можно было назвать скорее предупреждением, чем наказанием для Кремля. США выслали 35 россиян, которые вели шпионскую деятельность в пользу России, и закрыли два российских дипломатических комплекса, которые использовались для ведения наблюдения. Администрация Обамы решила таким образом наказать Россию за тот хаос, который она устроила в период президентских выборов, хотя в обычных условиях подобные меры, как правило, становятся реакцией на гораздо менее значительные шпионские операции. Как сказал бывший посол США в России Майкл Макфол (Michael McFaul), «наказание не соответствует преступлению». После паузы, которую Кремль взял, чтобы оценить степень готовности новой администрации Трампа радикальным образом поменять отношения с Москвой, он в конце концов принял ответные меры. Кремль заявил, что американская миссия в Москве должна сократить число своих сотрудников на 750 человек, что обеспечит паритет в размерах российского и американского посольств в соответствующих странах. В свою очередь США закрыли российское консульство в Сан-Франциско, но позволили русским сохранить небольшое превосходство в числе дипломатических комплексов. Примерно в тот же момент США призвали положить конец взаимной высылке, согласившись на паритет в отношениях. Это стало чрезвычайно важной победой для России и той капитуляцией для США, которой все предыдущие администрации старательно избегали. Мы долгое время пытались наказать Россию за ее неприемлемое поведение, но сейчас мы оказались именно там, где Россия хотела быть. Они потеряли 35 человек, мы потеряли 755 человек. Впервые в США оказалось больше русских, чем в России — американцев. Хотя большинство американцев, вероятно, вообще об этом не задумываются, Путин однозначно воспринимает это как победу и признак того, что новая администрация оказалась пророссийской, слабой и, возможно, попросту глупой. Оглядываясь назад, можно сказать, что, даже если бы мы просто приняли поведение России и не стали бы ничего делать в ответ, возможно, сейчас мы были бы в более выгодном положении. Но мы должны были предвидеть такой исход. Такое с нами уже случалось, и последний раз — в 2001 году. 18 февраля 2001 года офицеры вашингтонского управления ФБР арестовали своего собственного сотрудника, агента Роберта Ханссена (Robert Hanssen) в тот момент, когда он прятал пакет секретных документов для своих российских кураторов. Секретная команда агентов ФБР и ЦРУ уже некоторое время охотилась на предателя внутри аппарата национальной безопасности и получила данные, указывавшие на то, что предателем был Ханссен. После ареста и последовавшей за ним шумихи в СМИ, которые подробно рассказывали о том, какой вред причинило предательство Ханссена, администрация президента Джорджа Буша решила занять жесткую позицию по отношению к России. Администрация знала, что русские активно пользовались численным преимуществом своих шпионов в США. У Москвы по сей день больше шпионов, работающих за границей, чем у любого другого государства, включая США. И несмотря на расхождения между ее относительной экономической и политической силами, Россия отправляла в США гораздо больше шпионов, чем американцы когда-либо отправляли в Россию. Каждые несколько лет очередной шпионский скандал напоминает чиновникам США о дисбалансе, и как демократические, так и республиканские администрации стремились использовать эти возможности, чтобы изменить ситуацию. Для команды Буша арест Ханссена стал отличной возможностью изменить баланс сил. ЦРУ предупреждало администрацию, что русские мастерски умеют вести жесткую игру, имея на руках слабые карты. Более короткая цепочка принятия решений, готовность балансировать на грани войны, одержимость идеей взаимности и сосредоточенность на одном враге (США) проявили себя в готовности занять жесткую и последовательную позицию. В прошлом, когда разгорались шпионские скандалы, русские немедленно высылали американских дипломатов, занимали жесткую позицию и извлекали пользу из нерешительности США. У них всегда были четкие цели, и они были готовы действовать решительно, чтобы их достичь. И США неизменно отступали, соглашаясь на крайне невыгодный для них исход. Используя политику грубой силы, Россия рассматривала любое взаимодействие с позиций хулигана на школьной площадке. Хотя мы поддерживали идею высылки российских шпионов, мы боялись, что, если администрация не готова выдворить из страны подавляющее большинство из них, Россия примет ответные меры, и в конечном итоге у нее в США останется больше шпионов, чем у нас — в России. Это вряд ли можно считать подходящим «наказанием». В действительности история взаимных высылок шпионов научила Россию тому, как можно безжалостно манипулировать разногласиями внутри американского бюрократического аппарата. Как только США высылает очередную порцию российских шпионов, русские высылают американских дипломатов из самых разных агентств — Министерства торговли, обороны, финансов, USAID и других агентств, что делает дальнейшие высылки менее вероятными. Каждое из этих ведомств, не желая терять сотрудников из-за того, что оно считает междоусобной борьбой шпионских агентств, уговаривает Белый дом сделать все возможное, чтобы избежать новых высылок, поскольку в противном случае оно просто потеряет свои ограниченные ресурсы в Москве. Русские блестяще играют в эту игру. Но, нет, заверила нас администрация Буша, США не смирятся с дисбалансом шпионов в наших странах, и мы нанесем еще более мощный удар в том случае, если русские решат принять ответные меры, и ликвидируем всю российскую шпионскую сеть в США. Однако в 2001 году после высылки 50 российских шпионов Кремль немедленно ответил высылкой 50 американцев, работавших в американском посольстве в Москве. Когда администрация Буша начала рассматривать возможность провести второй раунд высылок, несколько министерств США ясно дали ей понять, что они не могут допустить еще большего сокращения их штатов. В конечном итоге администрация пошла на попятную, что совсем не удивляет, и согласилась на высылку, в результате чего у США в России остался разведывательный потенциал, который существенно уступал российскому потенциалу в США. Почти то же самое произошло в результате шпионских скандалов в период правления администрации Рональда Рейгана в 1986 году и после ареста Олдрича Эймса (Aldrich Ames) в 1994 году. Русские хорошо нас изучили. Хотелось бы подчеркнуть, что Россия выигрывает тогда, когда мы ставим перед собой несущественные цели. Сосредоточенность на высылке дипломатов вписывается в ее доктрину конфликта. Россия ведет гораздо более масштабную игру и готова нести потери, если она может достичь своей цели, заключающейся в том, чтобы заставить США играть по ее правилам. Неважно, что вы потеряли 10 тысяч человек, чтобы занять позицию, если эта позиция уже занята вами. Если в нашей политике мы будем ограничиваться высылкой дипломатов, мы сами будем давать России то, чего она хочет, и в этом случае все ее потери станут для нее приемлемыми. С ее точки зрения, это хорошая сделка. Российские власти не против потерять несколько человек ради того, чтобы одержать победу. Делать ставку на то, что в ближайшее время поведение Кремля улучшится, тоже не стоит, поскольку Путин считает, что все его действия непосредственным образом отражаются на его способности оставаться у власти. Между тем США необходимо защитить себя от новых манипуляций России. Множества попыток расследовать действия России недостаточно для того, чтобы предотвратить эту угрозу. Я считаю, что единственный разумный способ подготовиться к будущим атакам — это создать комиссию, подобную комиссии, созданной после терактов 11 сентября, которая будет заниматься исключительно атаками России на нашу систему. Может быть, в этом случае, хотя Россия и продолжит одерживать победы в мелких краткосрочных битвах, она проиграет в более масштабной войне.