Expressen: Швеция убережётся от «российского вмешательства», если будет «думать, как вор»

18.12.2017 1:52 1

Expressen: Швеция убережётся от «российского вмешательства», если будет «думать, как вор»

«Российское вмешательство» в европейские и американские демократические процессы заставляет задуматься о том, что в следующем году под ударом могут оказаться выборы в Швеции, пишет для Expressen Анна Дальгрен. По мнению журналистки, для того чтобы приготовиться к вероятным «операциям влияния Кремля», шведам нужно «думать, как вор», и оценивать потенциальные слабые места, которыми может воспользоваться Москва. Когда настанет время подводить итоги 2017 года, на слуху обязательно окажется тема «путингейта». Раз за разом появляются новые «доказательства» активных попыток России повлиять на исход американских выборов, будь то взлом почты Демократической партии или покупка рекламы в Facebook, пишет для Expressen Анна Дальберг.
Вопрос, по мнению журналистки, состоит уже даже не в том, как было осуществлено «российское вмешательство», а в том, знали ли о нём члены избирательной кампании Дональда Трампа. Однако следователи во главе со спецпрокурором Робертом Мюллером всё ближе и ближе подходят к Белому дому.
Нынешнее дело очень походит на Уотергейтский скандал, когда, «спасая собственную шкуру», Ричард Никсон вынудил уйти в отставку спецпрокурора Арчибальда Кокса. Однако тогда решение Никсона привело к всеобщему возмущению. Даже республиканцы потребовали назначения нового спецпрокурора, что, в конечном счёте, привело к падению Никсона.
Однако между Никсоном и Трампом есть одно различие. Нынешний американский президент вполне может уволить Мюллера, сохранив при этом поддержку собственных избирателей и республиканцев. По мнению автора, это обстоятельство отлично демонстрирует нынешний раскол США и неспособность этой страны отставить в сторону внутрипартийные споры, когда это необходимо.
«Путин может просто откинуться в кресле и довольно посмеиваться (даже несмотря на то, что ему не удалось отменить экономические санкции). Неважно, что американские спецслужбы смогли раскрыть замысел России. Америке всё равно не удалось сплотиться вокруг идеи о том, что страна должна защищать себя от подобного вмешательства, — считает Дальгрен. — Наоборот, раскол в обществе стал ещё глубже».
«В этом и есть суть игры, в которую играет Кремль: правды больше нет», — подчёркивает журналистка.
Именно поэтому Швеции следует учесть американский опыт на выборах, которые пройдут в следующем году. «Мы знаем, что Россия вмешалась в выборы не только в США, но и во Франции и Германии. Многое указывает на то, что они пытались оказать влияние и на референдум в Каталонии, и на исход голосования о брексите», — считает Дальгрен.
По мнению журналистки, Стокгольму нужно исходить из того, что под ударом окажутся и шведские выборы, особенно учитывая, что следы некоторых операций по оказанию влияния ведут в Россию. Лучший способ защититься от подобного вмешательства, полагает Дальгрен, — это повышать уровень осведомлённости общества об этой опасности.
«Однако нужно готовиться также и к неведомому — нужно «думать, как вор». Какие у Швеции сильные и слабые стороны, которые можно использовать? — задаётся вопросом автор. — Избиратели голосуют в письменной форме, сам процесс децентрализован, а бюллетени после выборов подсчитывают. Поэтому самими выборами манипулировать трудно».
Кроме того, в Швеции, по мнению Дальгрен, живут образованные люди, которые «не пострадали от государственной пропаганды, в отличие от стран бывшего советского блока». У Стокгольма также есть «исторический опыт отношений с Россией, благодаря которому шведы с подозрением относятся к влиянию Москвы». И, наконец, в Швеции нет никаких русскоговорящих меньшинств, что усложняет Кремлю жизнь.
«Всё это говорит о том, что, если Россия захочет вмешаться в шведские выборы, ей придётся действовать незаметно. У неё не получится в открытую финансировать политическую партию, как это было с французским Национальным фронтом, или публично сотрудничать со шведскими политиками, как это было с Австрийской партией свободы, немецкими АдГ и Левой партией», — считает журналистка.
«По всей видимости, в Швеции также сложнее продвигать и фейковые новости: ошибочная информация быстро исправляется. Спрос на «новости» от контролируемых государством каналов RT и Sputnik также весьма ограничен», — продолжает автор.
Однако Швеции потребуются и более сложные методы. Социальные сети превратились в арену, на которой есть возможность раздуть уже существующие конфликты. Кроме того, шведам, считает Дальгрен, нужно быть готовыми к подрывной деятельности.
«Этим нужно озаботиться. Миграция, социальные трения, преступность и терроризм — Кремль может использовать все эти темы», — заявлял по этому поводу Микаэль Тувессон из Агентства гражданской обороны Швеции.
В то же время, оговаривается Дальгрен, опасность «российского влияния» не следует и преувеличивать. «Москва оказывает давление лишь на слабые места, имеющиеся в американском и европейском сообществах. Проблемы в Швеции создали мы сами, и мы с полным основанием можем их критиковать», — подчёркивает автор.
«Однако избиратели должны осознавать, что иностранная держава стремится оказать влияние как на общественное мнение, так и на доверие к демократии в Швеции. Пример США показывает, сколь велика может быть цена, если мы очнёмся слишком поздно», — подводит итог Анна Дальгрен.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Политолог: Лукашенко ведёт с Россией опасную игру Atlantic Council: коронавирус — испытание для Путина Основания для оптимизма есть. Но... Politico: победа неопытного Зеленского ставит Путина в «непростое положение» Дума: США сделали ставку на военного преступника и провалились

Последние новости