При всей небрежности (и часто истеричности — прим. автора) разговоров в Конгрессе, внешнеполитическом сообществе и средствах массовой информации о предполагаемом стремлении президента Дональда Трампа успокоить Владимира Путина американская политика в отношении России остается столь же конфронтационной, как и всегда. Среди прочих действий администрации Трампа — привлечение сил США к военным учениям НАТО в Польше и других восточноевропейских странах на границе с Россией, а также к военно-морским маневрам в Черном море у чувствительной российской военно-морской базы в Севастополе. Вашингтон даже направил американские войска в качестве участников совместных военных учений с украинскими силами — акт, который Москва считает особенно провокационным, учитывая ее напряженные отношения с Киевом. Нигде рискованный курс администрации не выглядит более очевидным, чем в случае с ее военной политикой в отношении Украины. Предпринятые недавно меры, несомненно, будут еще больше провоцировать Москву и до степени неразумности опутают Соединенные Штаты связями с чрезвычайно мутным и тревожным идеологически украинским режимом. Министр обороны Джеймс Мэттис признает, что американские инструкторы обучают украинских военнослужащих на базе на западе Украины. При этом только за последние девять месяцев Вашингтон одобрил две важные сделки по продаже оружия для киевских сухопутных сил. Первая из них была заключена в декабре 2017 года и ограничивалась стрелковым оружием, которое, по крайней мере, можно было бы рассматривать как чисто оборонительное. Это соглашение предусматривало экспорт снайперских систем модели M107A1, запчастей к ним, боеприпасов и принадлежностей на сумму 41,5 миллиона долларов США. Сделка, заключенная в апреле 2018 года, была более серьезной. Мало того, что она оказалась более масштабной (47 миллионов долларов — прим. автора), так еще и включала в себя поставку гораздо более смертоносного оружия, в частности 210 противотанковых ракет «Джавелин», которые администрация Барака Обамы отказывалась продавать Киеву. Излишне говорить, что Кремль был недоволен в обоих случаях. Кроме того, в мае Конгресс принял закон, который предполагает оказание в 2019 году военной помощи Украине, в том числе летальным оружием, на сумму 250 миллионов долларов. В течение последних лет работы администрации Обамы Конгресс дважды голосовал за военную поддержку в аналогичном масштабе, но Белый дом блокировал реализацию этих инициатив. Администрация Трампа убрала это препятствие в декабре 2017 года. В то же самое время была одобрена первая их сделок по продаже стрелкового оружия. Принятие закона в мае 2018 года означает, что теперь путь для резкого роста объемов военной поддержки Киева со стороны США открыт. Бывший представитель США в НАТО Курт Уолкер в интервью газете «Гардиан» 1 сентября сообщил, что военная помощь Вашингтона, которую ожидают в Киеве, скорее всего, будет связана с продажей оружия военно-воздушным силам и военно-морскому флоту Украины, а также армии. «„Джавелины" представляют собой акт по большей части символической поддержки, и неясно, будут ли они когда-либо использоваться», — утверждал ученый-исследователь Атлантического совета Арик Толер. Можно было бы поспорить с этим жизнерадостным умозаключением, но даже Толер признал: «Поддержка ВМС и ПВО Украины была бы большим делом. Это было бы гораздо важнее». Бесцеремонное отношение Уолкера к продаже оружия правительству, чьи отношения с Россией оказались в кризисе, олицетворяет высокомерие и игнорирование чужого мнения, которые становятся слишком характерны для многих американских внешнеполитических чиновников, когда дело касается чувствительного украинского вопроса. «Мы можем поговорить с Украиной, как и с любой другой страной, о том, что им нужно. Я думаю, что будет иметь место дискуссия о военно-морском потенциале, потому что их флот в основном достался России [когда распался Советский Союз]. Поэтому им нужно восстановить флот, и у них очень ограниченные воздушные возможности. Я думаю, мы должны посмотреть на противовоздушную оборону». Есть подозрения, что американцы возмутились бы сопоставимыми действиями Москвы, если бы геостратегические ситуации поменялись местами. Представьте себе, если бы Россия (даже демократическая Россия — прим. автора) вышла из холодной войны как бесспорная глобальная сверхдержава, а ослабленным Соединенным Штатам пришлось наблюдать, как Кремль расширил мощный военный союз под руководством России до границ Америки, проводя военные учения альянса под носом у США и вмешиваясь во внутреннюю политику Канады с целью свергнуть демократически избранное проамериканское руководство, затем продолжая наращивать военные связи с новым, антиамериканским правительством в Оттаве. Тем не менее, это было бы пугающе похоже на действия Вашингтона в области политики НАТО и отношений США с Украиной. Более того, хотя сторонники Киева в западных (особенно американских — прим. автора) СМИ любят изображать Украину как осажденную демократию, которая играет роль Давида против злобного Голиафа России, реальность гораздо мрачнее. Правительство Путина преувеличивает, когда утверждает, что украинский Майдан 2014 года был организованным США переворотом, который привел к власти в Киеве откровенных фашистов. Тем не менее, эта версия содержит не просто крупицу правды. Яркие, мощные американские деятели, в первую очередь покойный сенатор Джон Маккейн и помощник госсекретаря по европейским и евразийским делам Виктория Нуланд, открыто встали на сторону демонстрантов, стремящихся свергнуть избранное правительство Украины. Действительно, беседа Нуланд с послом США на Украине Джеффри Пайеттом, плетущим интриги о желаемом составе нового правительства в Киеве, была записана на пленку. Несправедливо изображать нынешнюю администрацию Украины во главе с президентом Петром Порошенко как неофашистский режим. Послереволюционные выборы, как представляется, были достаточно свободными и справедливыми, и есть крупные фракции, приверженные подлинным демократическим ценностям. В то же время Украина вряд ли является образцом демократии западного образца. Она страдает от обширной коррупции и взяточничества, но не только от этого. На «новой» Украине играют значительную роль некоторые экстремистские националистические и даже неонацистские группы. Печально известный фашистский батальон «Азов», например, продолжает занимать видное место в усилиях Киева по борьбе с сепаратистами в Донбассе на востоке Украины. Александр Захарченко, премьер-министр самопровозглашенной Донецкой народной республики в оккупированном пророссийскими повстанцами Донецке, был убит 1 сентября, и должностные лица там и в России обвиняют в этом Киев. Украинское правительство отрицает свою причастность. Другие ультранационалистические группировки выступают в качестве внутренних боевиков, которые пытаются запугать более умеренных украинцев. Даже само правительство Порошенко ввело в действие ряд тревожных цензурных мер и другую автократическую политику. Официальные лица как в администрации Обамы, так и в администрации Трампа слишком небрежно относятся к сотрудничеству США с экстремистскими элементами и глубоко заблуждающимся украинским правительством. Как опасность нагнетания напряженности с Москвой, так и излишняя близость к режиму в Киеве, который демонстрирует тревожные проявления, должны предостеречь администрацию Трампа от увеличения военной помощи Украине. Это неразумная политика как по стратегическим, так и по моральным соображениям. Должностные лица администрации Трампа должны перестать бояться или паниковать, создавая рискованный и сомнительный союз с Киевом из страха выглядеть чрезмерно «мягкими» по отношению к России. Вместо этого президенту и его советникам необходимо отказаться от усилий по увеличению поддержки Украины со стороны США. Хорошим началом было бы возобновление действия отказа администрации Обамы одобрять продажу оружия Киеву. Вашингтон не должен подливать бензин в геостратегический пожар, который может привести к полномасштабному кризису между США и Россией. Тед Гален Карпентер — старший научный сотрудник по оборонным и внешнеполитическим исследованиям Института Катона и ответственный редактор TAC. Он является автором 10 книг и еще столько же выпущено им в качестве соавтора. Кроме того, он написал более 700 статей по вопросам международной политики.Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.