Кризис с мигрантами в Беларуси перерос в кризис для европейской безопасности. Режим белорусского диктатора Александра Лукашенко насильственно вытесняет мигрантов в Европейский Союз и, возможно, готов принять присутствие российских войск, которые могут угрожать наиболее уязвимой территории НАТО. НАТО была на пороге консультаций по статье 4 Североатлантического договора — первого шага на пути к коллективной обороне. Чтобы предотвратить нарастание конфликта, Запад должен перевернуть игральный стол против режима Лукашенко и задействовать реальные угрозы, чтобы принудить его к деэскалации конфликта. Режим Лукашенко явно повысил ставки. Если ранее он только захватывал самолет и убил диссидента на Украине, то теперь его балансирование на грани войны связано с угрозами для «серой зоны» территории Запада, включая угрозу вооруженной эскалации на польско-белорусской границе. Это стало проблемой для НАТО, которой, возможно, придется решить, как реагировать на агрессию Лукашенко в этой «серой зоне» с задействованием мигрантов, экипированных и предположительно обученных тому, чтобы атаковать границу. Перед западной внешней политикой сами по себе встали два важнейших фактора. Первым является то, что Россия, несомненно, является ключевым гарантом выживания режима Лукашенко, даже несмотря на то, что этот режим умело сопротивлялся амбициям России по консолидации Союзного государства Беларуси и России. Цена, которую Россия попросит за поддержку в этот критический момент, будет заключаться в более тесной военной и политической интеграции двух государств. С 2015 года Россия стремилась приобрести постоянную военную базу в Беларуси и только что получила совместный учебный центр ВВС и ПВО в Гродно, расположенный непосредственно рядом с уязвимым Сувалкским коридором между Польшей и странами Балтии. Гродно — это то место, куда только что были направлены российские десантники, чтобы поддержать Беларусь в пограничном кризисе. Российские войска, оставшиеся в Беларуси после крупномасштабных учений «Запад», прошедших этой осенью, а теперь и принятие совместной военной доктрины между двумя странами подпитывают подозрения в отношении превращения Беларуси в фактическое расширение Западного военного округа России. В политическом плане это будет сильно подкреплено, если России удастся втянуть Беларусь еще дальше в Союзное государство, обязательства в отношении которого обе страны взяли на себя совсем недавно, в сентябре этого года, но от которого режим Лукашенко продолжает подстраховываться, играя в игру «Восток против Запада». Второй фактор состоит в том, что режим Лукашенко, возможно, достиг высокого болезненного порога в том, что касается санкций. Разжигание им нынешнего кризиса с Западом, безусловно, предполагает, что это уже не обычное его поведение, а результат значительного совокупного эффекта западных санкций и изоляции. Таким образом, Запад может сыграть на опасениях Беларуси по поводу того, что возможности страны для игры на противоречиях Востока и Запада быстро истощаются. Если действия Лукашенко продолжатся, то Запад уже на деле готов низвести его режима до статуса изгоя, лишенного другой внешней поддержки, кроме российской. Но такой поворот потребует со стороны Запада способности к дипломатическому маневру и политического прагматизма. Западу следует противостоять тому, что Беларусь пытается использовать моральные обязательства Запада по защите беженцев и лиц, ищущих западного убежища, в качестве оружия. Здесь следует рассмотреть несколько шагов. Первый — обеспечить усиление режима безопасности на границах с Беларусью. Пограничные стены и заборы служат для сведения к минимуму негативных гуманитарных последствий кризисов с беженцами, используемых в качестве оружия, а также сдерживают в необходимых случаях их агрессивное поведение. Более того, Запад должен начать масштабную дипломатическую кампанию в рамках системы ООН (то есть с Верховным комиссаром по делам беженцев, Международной организацией по миграции, Верховным комиссаром по правам человека), чтобы подчеркнуть риски, связанные с использованием «миграционного» оружия, в отношении общего права на защиту, которым пользуются беженцы и соискатели политического убежища. Именно Организация Объединенных Наций, а не Запад или отдельные страны, должна признать, что Беларусь бросает вызов общепланетарным достижениям в области прав человека, и что в случае провала эффективных санкций такие достижения могут потерпеть крах. Запад должен стимулировать дискуссию о том, какими могут быть такие санкции, но не для того, чтобы применять их в одностороннем порядке и вопреки системе ООН, а для того, чтобы побудить этот авторитетный международный орган серьезно задуматься об агрессивном поведении Беларуси и его последствиях. Западу следует быть готовым остановить потоки иностранных средств, поступающих в Беларусь. Международный валютный фонд (МВФ) в 2021 году предоставил Беларуси специальные права заимствования на 1 миллиард долларов, связанные с восстановлением после пандемии сovid-19, которые предоставляются всем членам странам — членам МВФ. Абсурдно, что МВФ готов бороться санкциями с коррупцией, но не с грубыми нарушениями прав человека. Как и в случае противодействия режиму Николаса Мадуро в Венесуэле, Вашингтону придется быть главным в давлении на МВФ, чтобы он отказал Беларуси в финансировании. Однако и другие западные страны должны быть готовы однозначно поддержать Соединенные Штаты в этом вопросе. Наконец, Запад должен продемонстрировать свою готовность рассмотреть свою главную угрозу, а именно, отказ режиму Лукашенко в международном признании. Такая санкция отберет у Беларуси значительные политические и экономические выгоды и, что критически важно, ослабит аргумент президента Лукашенко о том, что он является высшим гарантом независимости Беларуси в отношениях как с Западом, так и с Россией. Фактически, таким своим действием Запад четко покажет, что он готов отдать Беларусь в руки России, пока Лукашенко останется президентом. Вероятно, Лукашенко будет стремиться удержать Запад от такого шага, угрожая военной нестабильностью в Балтийском регионе (с помощью России), но страны НАТО должны предотвратить это, продемонстрировав свою готовность и дальше наращивать усилия по коллективной обороне в регионе. Суммируя, можно сказать, что пока еще рано рассматривать прямые переговоры с Минском, которые советует начать президент России Владимир Путин, и к чему, к сожалению, присоединилась действующий канцлер Германии Ангела Меркель. Напротив, пора подвести черту и просигнализировать Минску, что его ставка на эскалацию кризиса будет встречена с более серьезным дипломатическим, политическим и экономическим наказанием, но с обещанием, что такое наказание будет приостановлено, если Минск прекратит использование мигрантов как оружие в упомянутой «серой зоне». Запад мог бы молча надеяться на то, что Беларусь после Лукашенко будет менее агрессивной и более отзывчивой по отношению к собственному народу и, возможно, даже полу-демократической. Но Запад не должен смешивать такие свои надежды с политикой принуждения в отношении Беларуси в нынешнем кризисе, потому что это оставит Лукашенко его непримиримость как единственный вариант действий, за которым может следовать только его политическое самоубийство. Отдельные государства, такие как Литва, Польша и другие, могут принимать и пестовать членов белорусской оппозиции в изгнании, но пока Запад в целом должен бороться с Лукашенко политикой принуждения, которая твердо продемонстрирует режиму Лукашенко, что, если он сейчас не отступит, то нанесет себе огромный ущерб. ___________________________________________________________________________________________________________________________ Хенрик Ларсен, доктор философии, старший научный сотрудник Центра исследований безопасности Швейцарского федерального технологического института в Цюрихе. Стен Риннинг, доктор философии, профессор и исполняющий обязанности ректора университета Южной Дании.
Загрузка...